Введение прикорма. Основные правила

Введение прикорма. Основные правила
Очень скоро после рождения ребенка многих мам начинает тревожить вопрос: все ли получает малыш с грудным молоком или смесью, не пора ли давать уже что-то дополнительно. А если пора – то с чего начать, что из продуктов предпочесть и каким образом ввести этот прикорм. Прикорм – это любая пища, кроме грудного молока и молочных смесей, которую получает ребенок в первый год жизни. Возраст, с которого можно начинать вводить прикорм, определяется строго индивидуально.

Это зависит от особенностей развития ребенка, состояния его здоровья, вида вскармливания (естественное или искусственное), темпов нарастания массы тела, склонности к аллергии …

Преждевременное, с опережением потребностей ребенка, введение в рацион продуктов, не соответствующих его возрасту, не только нецелесообразно, но, более того, влечет за собой множество нежелательных последствий (разного вида расстройства, заболевания ЖКТ, аллергии и пр.).

От некоторых врачей ещё можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок с 3 недель. Многие продолжают настаивать на введении овощных и фруктовых пюре и кашек с 3-4-месячного возраста. Встречается также мнение, что ребёнка надо начинать прикармливать после появления первых зубов…

По современным представлениям ребенок, находящийся на грудном вскармливании, до 6 месяцев не нуждается в дополнительном питании. Ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании прикорм вводится несколько раньше. Более раннее введение прикорма (недели на 2-3) рекомендуется детям, страдающим рахитом, анемией, гипотрофией, а также при упорных срыгиваниях. В настоящее время уже не вызывает сомнений, что раннее введение прикорма провоцирует развитие атопического дерматита. Организм ребенка еще не готов к другой пище, пищеварительная система не может справиться с новым продуктом, а как следствие развиваются аллергические реакции. Раннее введение прикорма может снижать активность сосания, и, в свою очередь, выработку грудного молока. При этом вводимый прикорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично заменять его, что не оправдано с точки зрения физиологии ребенка. Поэтому первые 5-6 месяцев жизни ребенка должны быть исключительно «молочными». Если материнского молока ребенку не хватает, по необходимости докармливайте его высоко адаптированными молочными смесями, но не начинайте сразу прикармливать пюре или кашами. При введении прикорма следует придерживаться следующих правил:

1. Начинать введение любого нового продукта можно только тогда, когда ребенок здоров или, в крайнем случае, в период выздоровления.

2. Нельзя начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок (за неделю до прививки и в течение недели после ее проведения).

3. Каждый новый продукт надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и кашу – с 1/2 чайной ложки, увеличивая каждое кормление вдвое и в течение 7-10 дней доводится до возрастной дозы), внимательно наблюдая за переносимостью продукта. Признаками непереносимости могут быть, например, появившиеся после введения нового продукта разжижение стула, вздутие живота, изменения на коже (шелушение и покраснение щек, сухость кожи, сыпь) и т.п.

4. Введение любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Увеличивайте количество компонентов одного прикорма постепенно.

5. Разграничивайте во времени введение новых продуктов. Это необходимо потому, что для адаптации к новому продукту организму ребенка требуется время. Кроме того, так будет проще выявить тот продукт, который вызывает, например, аллергическую реакцию.

6. Консистенцию пищи усложняйте постепенно, чтобы дать кишечному тракту время для адаптации: сначала давайте малышу гомогенизированную пищу, затем пюре, фарш, кусочки. Постепенно увеличивайте объем порций и вводите в рацион новые продукты.

7. Нецелесообразно давать одно и то же блюдо прикорма два раза в день. Первый прикорм рекомендуется давать во второе кормление.

8. Прикорм следует давать до кормления грудью или смесью, с ложечки, а не через соску.

9. Нельзя кормить ребенка насильно. У ребенка удовлетворение, получаемое от еды, и разнообразие пищи, должны быть неразрывно связаны. При организации питания необходимо приспосабливаться к индивидуальному естественному ритму жизни ребенка.

10. Во время кормления ребенок должен находиться в вертикальном положении, в удобной позе, руки ребенка должны быть свободны.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют знакомить с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, ведь его основная цель – не накормить ребёнка, а познакомить с новой пищей, научить жевать и добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полгода малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки и пытаются его попробовать: именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности вашего крохи к знакомству с новой пищей. Причём такой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать то же, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки класть себе в рот.

Малыш должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложка, своя тарелка появляется у крохи, когда он начинает есть отдельно, обычно после 10 месяцев. До этого возраста малыш может есть, сидя у вас на руках и из вашей тарелки. Вы набираете еду и вкладываете ложку ребёночку в руку, а он сам старается нести ложку в рот. Если крошка устал есть, потерял интерес, унесите его из-за стола.

Введение прикорма ребёнку требует определённых знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и всё, что касается, например, грудного вскармливания и ухода за крохой. Нередко мамочки совершают ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, кроха некоторое время ест не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть в ложку и потом нести её в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребёнка ложку и начинают кормить его. Результат – у крохи быстро пропадает желание есть самостоятельно. Ребёнку может очень нравиться какой-то продукт, он требует ещё и ещё, вы ему уступаете, а на следующий день у малыша – пищевое расстройство. При правильном введении прикорма самочувствие ребёночка не ухудшается, и он продолжает нормально развиваться. Если вы знаете варианты нормального поведения малыша, адекватно их оцениваете и вовремя корректируете при необходимости, у вас вряд ли вырастает ребёнок, не умеющий себя вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом.

Как быть, если малыш выплёвывает даже совсем маленькие кусочки или же пытается их отрыгнуть вместо того, чтобы глотать? Многие детишки именно так себя и ведут: неделю-две выплёвывают все кусочки, затем начинают выплёвывать кусочки “через один”, а потом, наконец, глотают уже все кусочки. Проявляйте терпение и не настаивайте. В то же время ваш ребёнок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплёвывая кусочки.

Существуют ли особенности введения прикорма, если малыш или его родители – аллергики? Особенности конечно же есть. Такому малышу осторожнее вводят продукты, начиная с гипоаллергенных. Количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать примерно так: один шаг вперёд, два шага назад. Вы сами должны соблюдать соответствующую диету, исключая продукты, вызывающие у вас аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Старайтесь вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течении как минимум 3 дней.

Тема: ,
Полезно для мамуси