Испания. Исторический центр города Кордовы

    Обсуждаем вопросы:
  • Короткие заметки из жизни городов. Город негорящих фонарей и воинствующих оленей
  • Гамбург. Зонтик про запас
  • Чили без перца
  • Чем питается зависть?
  • Усатые-полосатые
Испания. Исторический центр города Кордовы Всемирное наследие Журнал «Недвижимость & цены» продолжает публикацию цикла статей, посвященных объектам, включенным в Список Всемирного наследия Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В настоящее время в него внесен 851 объект: острова, национальные и природные парки, старые крепости и дворцы, исторические центры отдельных городов, соборы, храмы, монастырские комплексы, древние города и города-музеи, археологические памятники, пейзажные достопримечательности, музейные комплексы, колокольни, ледниковые фьорды. Все эти объекты отвечают критериям, разработанным ЮНЕСКО. В эту организацию с мировым авторитетом, созданную 16 ноября 1945 г., входят 188 государств, а ее штаб-квартира находится в столице Франции — Париже. Cегодня мы рассказываем об историческом центре города Кордова, включенном в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984–1994 гг. Период величайшего расцвета Кордовы начался в VIII в. после мусульманского завоевания, когда были построены около 300 мечетей, неисчислимые дворцы и общественные здания, и город соперничал с великолепием Константинополя, Дамаска и Багдада. В ХIII в. при Фердинанде III Святом Большая мечеть Кордовы была превращена в кафедральный собор, появились новые оборонительные сооружения, и прежде всего Алькасар-де-лос-Рейос-Кристианос и Торре-Форталеса-де-ла-Калаорра. www.unesco.ru

Встречая туристов в курортной Малаге, студенческой Севилье и горной Гранаде, испанцы повторяют: «Не повидав Кордовы, не спешите утверждать, что видели Андалусию». Это мнение разделяет и ЮНЕСКО, поэтому в перечень сокровищ мировой культуры был включен небольшой средневековый город, расположенный на иссушенном солнцем плоскогорье вблизи хребта Сьерра-Морена.

Алмаз в короне Андалусии

SXC

Историю Кордовы — одного из автономных сообществ в составе Испании  — невозможно отделить от истории мифической Андалусии. По одной из версий название региона связано с варварами, так как слово Аndalucia восходит к латинскому Vandalitia  — «Земля вандалов» (в России произносят также «Андалузия») и, хотя живы еще воспоминания о племени разрушителей, восемь андалусийских провинций бережно хранят сотни культурных достопримечательностей, оставшихся с тех времен. Впрочем, по другой версии, региону дали имя пришедшие с Востока мусульмане. С 711 по 1492 гг. Иберийский полуостров назывался по-арабски Аль-Андалус, так же именовали мусульманское королевство, а позднее и южную часть Испании.

Арабы первыми обживали этот край, но в его архитектурном облике заметно влияние как восточной, так и западной культур. Немаловажную роль сыграли финикийская и римская цивилизации. Сегодня Андалусию можно сравнить с драгоценной короной, одним из ярчайших алмазов в которой является Кордова. Кроме древнего города, ЮНЕСКО взяла под свою опеку Севилью, Гранаду и городки Убеда и Баэса.

Войны отдельно, культура отдельно

Кордова (исп. Cуrdoba) — в прошлом финикийское селение Karta Tuba  — находится на правом берегу реки Гвадалквивир вблизи хребта Сьерра-Морена, явялявшегося естественной преградой на пути к сердцу Иберийского полуострова. Впрочем, возраст города принято отсчитывать от 152 г. до н. э., когда римский император Клавдий Марцелл основал колониальную столицу, просуществовавшую восемь веков. Новая эпоха началась в 711 г. н. э., после взятия города арабами, которые обещали уважать религию и традиции местных жителей и слово свое сдержали. Мусульманская Kurtuba вскоре стала столицей королевства Аль-Андалус, объединившего мусульман, христиан и иудеев. Расцвет города наступил после победы династии омейядов над конкурентами — аббасидами — и образования в 929 г. независимого Кордовского халифата во главе с Абдаррахманом III. Тогда был основан университет, открыты библиотеки, построены великолепная мечеть и «блистательный город» Медина Асахара, на руинах которого до сих пор работают археологи. А 1600 мечетей Кордовы годами собирали и хранили не только материальные, но и духовные богатства. Распад халифата в 1013 г. на царства таифов, к счастью, не привел к упадку. Войны и смуты, уносившие человеческие жизни, не нарушили привычного ритма городской жизни — кипела работа на стройплощадках, ученые работали над медицинскими трактатами, поэты слагали стихи. В 1236 г. город вновь оказался в руках христиан, возглавляемых Фернандом III Святым, но достижения мусульман не канули в Лету. Даже символ ислама — мечеть Альхама, которую позднее превратили в католический собор, подверглась минимальной перестройке. В середине XX в. погрузившуюся в провинциальную дремоту Кордову ожидало второе рождение. Исторический центр, всегда привлекавший знатоков старины, окружили новые широкие улицы, парки и скверы. Город превратился в Мекку для туристов, ведь теплый климат позволяет практически в любое время года наслаждаться великолепием памятников архитектуры. Путешественников даже не пугает летняя жара (температура нередко достигает 40°С).

 

Мескита Альхама: эхо эпох

Мескита (мечеть) Альхама — главный шедевр мусульманской Кордовы  — столетиями считалась ее духовным центром. Изначально здесь, недалеко от берега Гвадалквивира (Wadi ak Kebir — «большая река», арабск.), располагался римский храм Солнца. Затем его сменила вестготская (вестготы — германское племя, господствовавшее в Европе после падения Рима) церковь Святого Винсента. После прихода арабов в ней некоторое время молились как христиане, так и мусульмане. В 786 г. Абдаррахман I воздвиг на месте церкви Святого Винсента первую мечеть, состоящую из 11 продольных и 12 поперечных нефов. В кибле (стена, обращенная к Мекке) устроили михраб  — нишу с колонами и аркой. Строительный материал позаимствовали на руинах языческих построек Испании и Африки, так что осмотр данной части Мескиты сродни знакомству с богатой экспозицией археологического музея. Крыша михраба выполнена в виде причудливой морской раковины, вытесанной из одного камня. Завораживает ритм двухцветных изящных арок, выложенных из белого камня и красного кирпича. Они обеспечивают доступ света из внутреннего дворика. Игра цвета и форм создает ощущение легкости, невесомости пространства. Посещение древней части мечети в утренние часы, когда все вокруг окутано почти неземным сиянием, оставляет неизгладимое впечатление. Мечеть не раз перестраивали: в 833–852, 961–966 гг. и в 987 г. при визире Альманзоре. Христианские правители были настолько поражены красотой Мескиты, что не сразу решились изменить ее облик. А из того, что осталось от них в наследство, заслуживают внимания две часовни: Королевская (Capilla Real, 1248 г.) и Мадонны Вильясьвиоза конца XV в. В 1523 г. в пределах Мескиты по приказу епископа Алонсо Манрике начали строить Главную часовню (Capilla Mayor), или Кафедральный собор. Часть внутреннего убранства, сидения хоров (XVIII в.), резные кафедры, иконостас из каркабуэйского мрамора с полотнами Антонио де Паломино и деревянной скульптурой Педро де Паса, ризница (Sacritia) выполнены в готическом стиле, правда, заметно и мусульманское влияние. В одном из пределов хранится Ковчег Арфе — серебряный макет (высотой более 2 м) готического собора. Но не только интерьеры бывшей мечети, а теперь собора представляют интерес для ценителей старины. Обнесенная мощными стенами, которые увенчаны красивыми башнями, Мескита интересна как фортификационное сооружение. Отдельно хочется сказать несколько слов о воротах Прощения (Puerta del Perdon) XIV в., выполненных в стиле мудехар, в котором удачно сочетаются элементы мавританского, готического и ренессансного искусства. (Первоначально словом мудехар — дословно «прирученный, домашний» обозначали мусульман, оставшихся на Пиренейском полуострове после изгнания арабов.) К воротам примыкает колокольня, ранее — первый большой минарет в Испании. Теперь над ней парит архангел Рафаил работы Педро де Паса. А рядом с воротами Cano Gordo в укромной, защищенной решеткой нише установлена скульптура Святой Девы с фонарями.

Царство древних камней

Превратившаяся в неприступную крепость Мескита — не единственное городское укрепление, которое является памятником архитектуры. По соседству (в 1328 г.) на месте более древнего бастиона христиане начали возводить прямоугольную в плане крепость Алькасар (Alcazar de los Reyes Cristianos). Ее главное украшение — угловые башни, каждая из которых имеет собственное название. Внутри сохранился стилизованный мавританский дворик и сады с бассейнами. В эстетике арабов вода играет особую роль — для бороздящих пустыни странников она символизирует и жизнь, и спасение после смерти. Культ воды в Андалусии унаследовали и христианские зодчие, уделявшие большое внимание обустройству водоемов, окруженных клумбами и пальмами. От Алькасара к окраине старого города тянутся шестиметровые стены укреплений эпохи арабской династии Альморавидов. После реконструкции в них сохранились подлинные участки, например Севильские ворота (X в.). В 1489 г. монаршая чета — Изабелла и Фернандо — официально прнимали в Алькасаре Христофора Колумба, а позднее в крепости проходили заседания трибунала святой инквизиции. На них исправно выносили смертные приговоры инакомыслящим. Жители Кордовы бережно относятся к прошлому своего города, будь то кастильская крепость, или часть стены, которую сооружали еще арабы, или фрагмент античной постройки. Благодаря этому здесь можно увидеть даже памятники римской эпохи, например Templo Romano (I в. н. э.), расположенный на улице Клавдия Марцелла. На проспекте Виктории археологи в 1993 г. нашли античный мавзолей. Но главное римское «воспоминание» Кордовы — Старый мост (Puente Viejo), который до сих пор служит городу, причем по нему передвигаются не только пешеходы, но и (в отличие от знаменитого, но более молодого Карлова моста в Праге) транспортные средства. И несмотря на то что римским является только фундамент, поздний декор и сменившие в 1571 г. античную Триумфальную арку Мостовые ворота представляют не меньшую ценность. А на реке сохранилось несколько водяных мельниц, относящихся к арабской эпохе. Одна из них когда-то снабжала водой дворец эмиров (позднее вместо него был построен епископский дворец). Мельницу не раз реставрировали, а в 1993 г. на ней установили глиняные черпаки.

Пройдите по Цветочному…

Старая Кордова состоит из вереницы улочек и переулков, где «… хрупким узором жести // дрожат лепестки флюгарок // на серой завесе бриза // поверх триумфальных арок» (Ф. Г. Лорка, пер. А. Гелескула). Продвигаясь по этому лабиринту, непременно окажешься около Мескиты или на берегу Гвадалквивира, которые притягивают словно магниты. Бесцельные на первый взгляд блуждания между древними домовладениями позволяют совершить массу открытий. Так, в Цветочном или Платочном переулках можно познакомиться с бытом и повседневными занятиями горожан в Средние века, отсюда открываются неожиданные точки обзора на градостроительные доминанты. Приятно удивляет плотность и сохранность старой застройки в Еврейском квартале, Худерии (Barrio de la Juderia). Синагога Кордовы в конце улицы Худиос, сооруженная в начале XIV в. по проекту Исаака Махеба, — одна из трех сохранившихся после изгнания иудеев из Испании в 1492 г. Особый колорит интерьера заключается в том, что строки из псалмов на стенах молитвенного зала выполнены в соответствии с мусульманской традицией. Среди богато декорированных особняков Худерии находятся музей Тавромахии (корриды), Дом папских булл (Casa de Bulas), Дом Андалусии, где установлен макет одной из первых на Западе бумажных мануфактур, и Casa del Indiano, где некогда жили вовсе не индейцы, а вельможа, побывавший в Америке. Архитектурная композиция здания — сочетание всевозможных стилей: нижний ярус декорирован по канонам мудехар, а верхний выполнен в соответствии с модой времен королевы Изабеллы. За пределами еврейского квартала располагается немало домов испанской знати. У каждого из них неповторимый облик. Дворцы маркизов Карпио, маркизов Виана, Паэс де Кастильехо (Археологический музей), Circulo de la Amisad («Здание круга друзей») , где в XIX в. собиралась художественная элита города, дома семей Вильялонес и Луна построены в XV–XVI вв., и, самое главное, — первоначальный облик фасадов почти не претерпел изменений. Испанский дом, как и его предшественник, дом мавританский, интересен не только декором внешних стен. Для него обязательно наличие внутреннего дворика — патио. Окруженные галереями и украшенные цветами в подвесных кашпо, они открыты для посещения в епископском дворце, Доме круга друзей, дворце маркизов де Виана и составляют единое целое. Продвигаясь по узкой улочке, не всегда поймешь, зашел ли ты в очередное патио или задержался на уличном пятачке у миниатюрного фонтана, дарующего прохладу в июльский полдень. Заслуживают особого внимания площади Кордовы. Они неповторимы. Это целая экспозиция, иллюстрирующая различные направления в градостроении всех времен. Например, площадь Капуцинов (plaza de los Capuchinos), окруженная аскетичными фасадами монастыря и госпиталя XVI–XVII вв., украшает распятие Христа с фонарями. На площади Жеребца некогда работала средневековая биржа труда, а местный постоялый двор описывал Сервантес. Площадь Корредера в форме прямоугольника с регулярной кирпичной застройкой XVIII в. — единственный в Андалусии пример кастильского стиля. Раньше здесь кипели страсти во время корриды, а сегодня жители и гости города мирно цедят херес в уличных кафе. Главную площадь Кордовы, Тендильяс, где в начале прошлого века были построены здания в стиле модерн, спланировали еще римляне, а среди фонтанов Plaza de los Tendillas, бьющих прямо из плит, в жаркие дни вольготно себя чувствуют не только влюбленные парочки и дети. Кордова — город католический. Здесь много культовых сооружений. За определением «Фернандовы церкви» скрываются различные постройки, в которых доминирует то готический, то романский стиль, а порой и унаследованный от арабов мудехар. Например, храм San Nicolаs de la Villia примечателен внушительной башней, Сан-Мигель интересен боковым «арабским» фасадом, а Сан-Лоренцо — необычным портиком. Соборная церковь Святого Ипполита основана в честь победы над маврами при Саладо, но ее строительство было завершено лишь в XVIII в., поэтому в ней готика сочетается с элементами барокко.

Время не остановилось…

Кропотливо, шаг за шагом, восстанавливают ученые загородный ансамбль Медины Асахары. Словно в замедленной съемке, на фоне городских декораций появляются исторические персонажи разных эпох — драматург Сенека, философ Аверроэс, теолог Маймонид, поэт Гонгора, тореадор Манолете. Эти скульптуры выполнены в камне и бронзе. Постоянно пополняются коллекции Музея изобразительного искусства, археологии, епархии — список можно продолжать бесконечно. Особой популярностью среди гостей и жителей города пользуется экспозиция, представляющая эпоху не столь отдаленную: коллекция очаровательных женских портретов и большое количество бытовых зарисовок, написанных художником Хулио Ромеро де Торрес (1874–1930). В Gran Teatro регулярно идут спектакли, а театр Аксеркия устраивает шоу под открытым небом. Статус объекта культурного наследия власти Кордовы подкрепляют активной работой по изучению и «анимации» старины. По числу культурных событий лидирует месяц май. В первое воскресенье месяца проходит фестиваль Патио. Хозяева более 40 частных владений позволяют оценить архитектурные достоинства обычно скрытых от посторонних глаз двориков. В конце мая на арене Los Califas в парке Гран Вия проходит фестиваль корриды, а на украшенных иллюминацией улицах и площадях города — Кордовская ярмарка. По традиции все жители от мала до велика облачаются в традиционные костюмы. И в заключение нельзя не упомянуть об андалусийском фламенко. Монотонность «канте хондо» имеет мало общего с привычными мелодиями, которые сопровождают этот эмоциональный танец, однако знакомство с подлинными образцами фламенко лишь дополнит впечатления от уникального архитектурного облика Кордовы. Тема: , , , , Материалы по теме
Полезно для мамуси