Сейчас ка-а-ак сыграю!

    Обсуждаем вопросы:
  • Оксана Федорова: «Ген красоты заложен в каждом»
  • Гамбург. Зонтик про запас
  • Япония: курорт Кумамото (Kumamoto)
  • Шотландские Гебриды
  • Чем питается зависть?
Сейчас ка-а-ак сыграю! Отправляясь в дальние края, мы ищем экзотики. Чем живет другой народ, во что одевается, как строит, чем питается, какие традиции чтит? Вот основные вопросы, ответив на которые, мы надеемся понять незнакомую культуру. А ведь не менее важно знать, что слушают чужестранцы. Почему у одних народов инструменты плачут, у других — смеются, а у третьих и вовсе пляшут, точнее, являются неотъемлемой частью танца? Не является ли национальная музыка ключом к пониманию характера народа? В конце концов, что, если не музыку, можно назвать душой нации?

Шотландия

Волынка

В нашей стране к этому инстру­менту от­но­сятся с насмешкой. Да чего уж там! Его откровенно недолюбливают. Звучание волынки ассоциируется у нас с чем-то заунывно-тягучим. В умах россиян тянуть волынку — примерно то же самое, что тянуть кота за хвост. А между тем в самой Шотландии этот символ страны возведен в ранг национального культа. Там ежегодно проводят чемпионаты по игре на волынке, во время которых мужчины в килтах, не стесняясь оголенных жилистых ног, раздувают щеки и наполняют округу чарующими переливами. Волынкой в Шотландии гордятся настолько, что не отстанут от вас до тех пор, пока вы не признаете ее самым древним и самым прекрасным инструментом в мире. Причем, если попытаетесь возразить, вам будут долго и с удовольствием доказывать, что вы не правы, путем, конечно же, виртуозной игры на оном объекте. Так что признаться в любви к нему рано или поздно все равно придется. Кстати, нравится вам волынка или нет, мастерством шотландских умельцев нельзя не восхититься. Чтобы понять, какое чудо они совершают, извлекая из нее мелодичный звук, стоит попробовать поиграть самому. Это тот еще аттракцион. Во-первых, волынка довольно тяжелая. Во-вторых, трубки, которые из нее торчат, от малейшего движения шевелятся, как живые, норовя огреть по лбу неумелого музыканта. В-третьих, легкие для игры на волынке должны быть недюжинного объема. Свои национальные волынки существуют и в других странах. Правда, называются они там иначе: во Франции — мюзет, в Литве — лабанора дуда, в Грузии — гудаствири, в Италии — зампонья. Была своя волынка и на Руси — известная многим дуда. Именно на дуде играли скоморохи, и подтверждение этого факта содержится в «Повести временных лет».

Россия

Варган

Большинство жителей России даже не догадываются о том, что за название носит данный инструмент, хотя сам варган известен многим. Это та самая штука, на которой монотонно бренчат шаманы Якутии, Тувы, Алтая и прочих удаленных от центров цивилизации районов. Варган — самый древний самозвучащий музыкальный инструмент. Известен он в Казахстане, Киргизии, Башкирии, на Украине и в Белоруссии. Играли на нем также коренные жители Америки, то есть индейцы. Кстати, в Америке варган называют еврейской лирой — Jew’s-harp, что большинство музыковедов связывают с ошибкой в словаре XIX века. Скорее всего, правильное его имя Jaws harp, то есть челюстная лира, но при переписке кто-то ошибся, навеки связав этот инструмент с евреями. То, что варган — инструмент шаманов, не случайность. И объясняется эта особенность вовсе не схожестью вкусов всех шаманов мира, а тем, что именно игра на варгане способствует вхождению в транс. Происходит чудо смены реальностей благодаря тому, что звук, извлекаемый из инструмента, резонирует в ротовой полости. Воздействие этих вибраций и вызывает у человека состояние легкого контролируемого транса.

Япония

Сямисэн

Игрой на сямисэне японские девушки сразили весь мир, наблюдавший за закрытием летней Олимпиады. На самом деле сямисэн — изобретение не японское. Он родился в Центральной Азии, оттуда перекочевал в Китай и уже из Поднебесной был завезен в Японию. В Стране восходящего солнца инструмент настолько прочно прижился, что по сей день пользуется популярностью и всенародной любовью, в отличие от Китая, где он давно позабыт. В буквальном переводе «сямисэн» означает «три струны». Изготавливают его из дерева твердых пород и сверху обтягивают кожей. В Китае для данных целей брали кожу змеи. Однако в Японии со змеями туго, поэтому инструмент «усовершенствовали», начав обтягивать его кожей кошек и собак, благо этих животных здесь в избытке. Струны сямисэна делают из шелка, нейлона или тетлона. А играют на нем большим плектром — бати, сделанным из дерева, слоновой кости или панциря черепахи, либо приспособлением с поэтическим названием юбикакэ, представляющим собой металлический крючок. Со звучанием сямисэна в Японии экспериментировали веками. Плодом этих изысканий явилось несколько разновидностей инструмента, которые отличаются друг от друга размерами и толщиной грифа. Владение сямисэном входило в программу обучения майко — будущих гейш. Сегодня же сямисэн часто используют для усиления национального колорита в некоторых японских фильмах и мультфильмах — аниме.

Швейцария

Альпийский рог

Эхо альпийских гор — так называют жители Швейцарии этот необычный инструмент. Впрочем, известен он не только в Швейцарии. Звуки альпийского рога знакомы также жителям Австрии, Германии, Франции и Италии — одним словом, всех стран, куда дотянулась Альпийская горная цепь. Для игры на альпийском роге нужен не только хороший слух, но и мощные легкие. В Швейцарии существует легенда о пастухе, который пал жертвой рога. Стоя на уступе скалы, он увидел, как к городу приближается вражеское войско, и начал трубить, чтобы предупредить об опасности. Жители услышали его и успели закрыть ворота крепости, а у самого пастуха от нечеловеческого усилия, с которым он дул в рог, лопнули легкие. Скалы в том месте навсегда стали красными от его крови. Для изготовления этого инструмента нужна пихта — практически целое дерево. Причем подойдет далеко не каждый ствол. Он должен быть абсолютно прямым, без сучьев и малейших дефектов. Мастер не выпиливает инструмент, он лишь шлифует дерево и просверливает внутри него отверстие, поэтому важно, чтобы пихта идеально подходила по размеру. Поэтому поиски пригодного дерева — дело непростое. В Швейцарии без альпийского рога не обходится ни один народный праздник. Играют, как правило, несколько исполнителей. Слушать такой концерт можно лишь с расстояния — альпийский рог, рожденный на горных просторах, звучит очень громко. Зато, когда эти звуки доносятся издалека, они действительно завораживают.

Испания

Кастаньеты

Кастаньеты и коррида — первое, что приходит на ум каждому, кто задумывается о символах Испании. Кастаньеты в нашей стране не просто известны, они обожаемы и неоднократно воспеты самыми разными деятелями искусства, начиная от Глинки и Чайковского и заканчивая Игорем Николаевым и Наташей Королевой. Внешне кастаньеты похожи на ракушки, соединенные попарно шнурком, который стягивается вокруг большого пальца. Делают их из твердых пород дерева — самшита, кокосовой пальмы, черного дерева, каштана — и используют для ритмического аккомпанемента танцу. Под задорное щелканье кастаньет испанцы танцуют болеро, сегедилью, хоту и фламенко. Освоить кастаньеты непросто. Более того, профессиональные танцоры должны сами придумывать ритмические рисунки, одновременно и без заметных со стороны усилий координируя игру с танцем. Путь к совершенству долог — испанские танцовщики учатся «ладить» с кастаньетами с самого детства. Играют на этом инструменте так. В правой руке держат кастаньету hembra (переводится как «самка»), которая звучит ярко и высоко. По ней постукивают четырьмя пальцами, извлекая быстрые трели. Кастаньета, которая находится в левой руке, называется macho, она лишь подчеркивает ритм отдельными нотами. Всего с помощью кастаньет можно произвести пять различающихся по тембру звуков. При умелой игре получается огромное количество красивых ритмических рисунков. Прообразы современных кастаньет были известны еще в Древнем Египте и Древней Греции, о чем свидетельствуют найденные археологами изображения танцующих женщин, держащих в руках инструмент, похожий на длинные деревянные кастаньеты. И в наши дни кастаньеты или очень близкие к ним инструменты существуют у многих народов: это индийские kartali, швейцарские chefeli, японские yotsudake, китайские cha pan, турецкие kasik.

Африка

Барабаны

Этот инструмент испокон веков используют во многих странах. С помощью барабанов исполняли музыку, предупреждали об опасности, управляли армиями во время боевых действий едва ли не все народы, которым когда-либо доводилось воевать. Однако до того, что с барабанами делали в Африке, на других континентах не додумался никто. У африканцев даже есть поговорка: «Когда бьют в барабан на Занзибаре, танцует вся Африка вплоть до Великих озер». На Черном континенте с помощью барабанов распространяли информацию. Причем не просто какой-нибудь там морзянкой. Барабанщик в буквальном смысле заставлял инструмент говорить на своем языке. Дело в том, что тембр барабана приближен к тембру человеческой речи, и африканцы воспроизводили на нем язык своего племени, выстукивали гласные и согласные, составляя из них слова, фразы и целые предложения. Таким образом, на огромные расстояния передавали сложнейшие сведения, начиная от признания в любви девушке, живущей в далекой деревушке, и заканчивая сообщением о появлении в селении чужака. Поскольку племена Африки говорили на разных языках, то звучали барабаны по-разному. У народа нтумпане в Гане они работали «семейными парами», один с низкой тональностью — «мужской», другой с высокой — «женский». В Нигерии информацию передавали пятью барабанами с разной тональностью. Существует красивая легенда, согласно которой известие о смерти королевы Виктории многие английские колонисты узнали от своих слуг за несколько дней и даже недель до того, как поступили официальные данные. Телеграф тогда работал неважно, а барабанщики не знали выходных.

Швеция

Никельхарпа

Выглядит шведская никельхарпа не менее устрашающе, чем звучит ее название. На самом деле это скрипка с 16 струнами (три игровые, одна монотонная аккомпанирующая и 12 резонансных), дополненными 37 деревянными клавишами. Музыканты, играющие на никельхарпе, обладают отменной координацией: чтобы извлечь из инструмента звук, необходимо правой рукой управлять смычком, а левой — зажимать клавиши. Пришло к нам это чудо из Средневековья. Первое свидетельство существования никельхарпы — изображение двух музыкантов на воротах церкви Щелюнге на острове Готланд, которое датируется приблизительно 1350 годом. В XVI веке о никельхарпе уже знали на территории от севера Швеции до южных границ Германии. К XVII веку необычным инструментом овладели жители Финляндии и Норвегии. Но как бы они ни стремились достичь мастерства шведских исполнителей, славы лучших из лучших так и не снискали. По сей день слушать никельхарпу лучше всего на ее родине — в Швеции. Звучит этот дивный инструмент невообразимо. Мощно, объемно, с характерным гудением, сопровождающим мелодию. В общем, услышав раз, больше никогда ни с чем не спутаешь. Кстати, резонансные струны появились у никельхарпы не сразу. По одной из версий, они достались ей после знакомства шведов с индусами и их ситаром. Так никельхарпа превратилась в маленький струнный оркестр с неповторимым звучанием. Удивительно, но с течением времени этот инструмент вовсе не стал экзотическим музыкальным динозавром. В Швеции до сих пор регулярно проводят фестивали любителей игры на никельхарпе, которая, к слову, считается одним из национальных символов. Автор: Мария МАКСИМОВА "Туризм и отдых" №42 20.10.2008 Тема: , , , Материалы по теме
Полезно для мамуси