Родные стены

    Обсуждаем вопросы:
  • Танцуют все!
  • Центральный Вьетнам
  • Хотеть или любить?
  • Увольнение — финиш или старт?
  • Средства контрацепции
Родные стены Милла Йовович воплотила в кино пятый элемент, придающий силу четырем прочим элементам магического ритуала. Средневековые строители в Европе называли пятым элементом («квинтэссенция») камень, который закладывали в фундамент в дополнение к угловым четырем как символ высшего смысла, ради которого будет стоять здание. Какой смысл мы можем обнаружить в своем современном жилище и как он перекликается с содержанием нашей жизни в привычных четырех стенах? «Я в домике!» — в этом защитном возгласе из детской игры можно услышать отзвук древней идеи дома. Стены и крыша с доисторических времен не только защищали нас от непогоды и врагов, но и давали чувство безопасности, возможность расслабиться. Так что душевное благополучие изначально связано с образом дома. А люди без крыши над головой всегда считались и самыми несчастными, и весьма опасными. Человек без определенного места жительства, будь он нищий бродяга или благородный странник, внушал тревогу гражданам оседлым. У предубеждения насчет связи бездомности и ненормальности нашлись последователи и в научной сфере. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд  в расшифровке сновидений сопоставлял образ здания, у которого все основные элементы на месте, со здоровой личностью. Шаткие стены, сдвинутая крыша или заколоченные окна намекают на нарушения в психике. Фрейд также предлагал понимать здание с гладким фасадом как мужской образ, а с выступами и балконами — как женский. Современные психодиагносты по рисунку дома судят о самооценке, эмоциональном состоянии и внутренних конфликтах рисующего. Чувствительные места Функции разных помещений в нашем жилье интересно соотнести с этапами развития человеческой личности, как это понимает психоанализ. На каждом таком этапе ребенок удовлетворяет новые потребности, осваивает новый способ взаимодействия с миром. От того, насколько удачно складывается это взаимодействие, зависит его дальнейший характер. А то, как мы обустраиваем разные помещения, определяет, насколько полноценно и комфортно мы живем. • Кухню можно рассматривать как зону удовлетворения самых ранних потребностей — оральных. Это, конечно, в первую очередь потребность в еде и питье. Но также — по Фрейду — и в поцелуях, разговорах, выпивке и курении. А на более высоком смысловом уровне речь идет о потребности в любви, эмоциональном контакте, самоуважении, безопасности. Хорошие родители эмоционально щедры с ребенком: не только кормят, но и обнимают и разговаривают с ним. Так что кухня — лучшее место не только для питания, но и для душевных разговоров с близкими. Оказывается, эта привычка советских интеллигентов — выпивать, закусывать и дымить на кухне с друзьями — имеет вот такой психоаналитический подтекст. • Помещение, скромно именуемое санузлом, — это зона потребностей, именованных Фрейдом анальными. Приучаясь к туалету, ребенок учится также контролировать себя в целом, быть аккуратным, пунктуальным, бережливым. Если этот этап в воспитании шел неудачно, в характере могут проявляться раздражительность, скупость, педантизм или, наоборот, ненадежность, склонность к транжирству и опозданиям. В психологическом плане для санузла неуместен избыточный декор, множество мелких деталей и захламленность. В этом смысле реклама, призывающая маниакально бороться с чистотой даже под ободком унитаза, несет верную идею с точки зрения и гигиенистов, и психологов. Каждое посещение туалета и ванной должно давать ощущение спокойствия и расслабления. Поэтому здесь надо поддерживать идеальный порядок: у каждого свои принадлежности для ухода за собой, все на своих местах. • Функции гостиной или парадной столовой можно соотнести с задачами фаллического этапа развития (от слова «фаллос» — символическое изображение эрегированного пениса, предмет культа многих языческих религий). В неудачном варианте фаллический характер — это эгоизм, грубость, агрессия, прикрывающие неуверенность в себе. Но может быть и здоровое стремление демонстрировать силу, власть, превосходство. Где, как не в гостиной, мы располагаем выставку достижений семейного хозяйства — свидетельства социального преуспевания! Здесь и лучшая мебель, и видеотехника, и парадная посуда для застолья — это вам не кухонные посиделки для своих. • Спальня — семейное святилище, связанное с генитальной тематикой, по Фрейду. Речь идет не только о сексуальном назначении этой комнаты, но и о психологической способности направлять энергию желаний на свободно выбранный объект. Это может выражаться в нежности к любимому человеку, а также в предпочтениях той или иной музыки, литературы, парфюмерии, одежды. Поэтому обустройство спальни в идеале — это не копия престижного интерьера из журнала и не демонстрация богатства, а место для выражения ваших настоящих вкусов. Стиль принцессы из доброй сказки или роковой женщины-вамп всегда не давал вам покоя? В спальне вы можете выразить свои мечты. В конце концов, вас там увидит только самый важный для вас человек. Кому и демонстрировать свои сокровенные фантазии, как не ему. Дом со сновидениями Еще один вариант того, как можно с пользой для себя проанализировать образ дома, — это идеи последователя Фрейда, Карла Густава Юнга. Он опирался на широкий культурный опыт человечества, который показывает: в представления о пространстве (здания, территории, стороны света) человек вкладывает представления о самом себе. Причем в самом прямом смысле — телесном. Например, древнегреческий историк и философ Плутарх писал о традиции египтян соотносить области своей страны с частями человеческого тела. Южные земли, теплые, влажные, плодородные, они считали левой стороной и сердцем своего царства, восточные земли — лицом своего мира, северные — правой стороной. На основании этих традиций Юнг предложил свое понимание образа дома в сновидении. Если человеку приснился дом, то интересно, не как этот дом выглядел с фасада, а что у него происходило внутри и сколько там оказалось этажей. Тогда дом можно принять как модель внутриличностных процессов, а его этажи соотнести с разными сферами души. Через анализ сна и сопровождавших его чувств можно сделать выводы по актуальным жизненным вопросам. • Фасад — это отражение социальной маски, или — на юнгианский манер — Персоны. Как выглядит дом на вашем рисунке или в сновидении — это ваше внешнее представление о себе и то, как, по?вашему, вы выглядите или хотите выглядеть в глазах других людей. • Первый этаж и то, что на нем происходит в сновидении, можно сравнить с уровнем сознания, того, в чем мы себе отдаем отчет наяву. Здесь могут разыгрываться сцены, отражающие дневные события, только с акцентом на эмоциональном смысле происходящего. • Верхние этажи — это область идеалов, фантазий и будущего. Там же могут обитать и представления о должном, внушенные родителями и усвоенные из социальной среды. Например, в сновидении женщина, чувствующая себя одинокой, слышит сверху топот и звуки музыки. Там идет семейный праздник, и ее туда не пригласили. Так могли бы выразиться тоска по ушедшему детству, мечты о беззаботной жизни или тягостные мысли о том, что не удалось оправдать ожидания родителей. • На нижних этажах дома, который мы можем увидеть во сне, располагаются более глубокие слои нашей личности — бессознательное. Например, человеку снится, что он спускается в подвал и долго блуждает там по лабиринту, охваченный любопытством и страхом. Так может звучать мотив самопознания как трудного, захватывающего и непредсказуемого процесса. Проектирование души Архитектура занимается материальным структурированием пространства: выделением верха и низа, фасада и тыла, больших залов и малых закоулков. Каждый из нас сознательно или невольно структурирует свое жизненное пространство — такова была концепция немецкого психолога Курта Левина. Он считал, что человек осмысливает мир вокруг себя по?своему и прокладывает в нем своеобразные тропки, по которым и движется. А уж как человек построил это пространство своей квартиры и жизни в целом, так ему и суждено жить дальше. Левин предлагал задуматься о том, чтобы в трудные времена искать в привычном пространстве новые тропки, новые возможности. Чем больше их выбор, тем больше вероятность успеха. Хотите узнать, как вы структурируете свое жизненное пространство? Пройдите наш тест на следующей странице. Привычка интеллигентов выпивать и закусывать на кухне с друзьями имеет психоаналитический подтекст. Ведь кухня — это зона удовлетворения оральных потребностей в еде, выпивке, курении, разговорах, любви, самоуважении… Тема: , , , , Материалы по теме

Полезно для мамуси