Причудливые обереги

    Обсуждаем вопросы:
  • Средства контрацепции
  • Короткие заметки из жизни городов. Город негорящих фонарей и воинствующих оленей
  • Центральный Вьетнам
  • Хотеть или любить?
  • Увольнение — финиш или старт?
Причудливые обереги Отправляясь путешествовать, мы порой сталкиваемся с непонятными вещами. Чужая культура для нас непривычна и не всегда привлекательна. Заметив на руках восточной красавицы причудливые узоры, нарисованные хной, мы застываем в странном ощущении то ли брезгливости, то ли восхищения. Обнаружив нечто подобное на теле нищенки в захолустной индийской деревне, стараемся держаться от нее подальше, а если она подходит и протягивает за милостыней руку в коричневых разводах, мы и вовсе готовы броситься наутек, думая лишь об одном — не заразно ли это. Но даже после такого, не самого приятного, происшествия разговоров об увиденном по приезде будет на неделю. Все-таки экзотика.

Мехенди, или менди, — так называется искусство украшения тела узорами из хны. Именно искусство. Это огромный пласт восточной культуры, традиция с тысячелетней историей. Для мехенди хну используют в виде порошка оливкового цвета, примерно такого же помола, как мука. Хорошая хна растет в засушливых регионах, в ней больше танина, следовательно, она обладает лучшими красящими свойствами. Что удивительно, урожай этого растения различается по годам, как вино. Самые удачные — годы засухи. Рисунки, выполненные такой хной, держатся, не теряя яркости, неделю на руках и больше двух недель на ногах и бывают только коричневыми. Однако в мехенди применяют и два других красителя: индиго, дающий синий цвет, и черный харкус, являющийся по сути золой, поскольку он образуется в результате пережигания коры различных деревьев. Хна окрашивает лишь отмершую ороговевшую кожу. Там, где ороговелость больше, цвет получается насыщенней, да и узор держится дольше. Кстати, на Востоке хной украшают не только тело, но и предметы быта, например барабаны из кожи.

От всех бед

В принципе расписывать хной можно любые участки тела, но традиционным считается украшение ладоней, ступней, а также животов у беременных. Ладони и ступни — потому что исламским женщинам можно показывать на публике только эти части тела. Узоры на животе беременных имеют сакральный смысл. Их выполняют, как правило, в виде символов, которые должны защитить ребенка от дурного глаза, сделать его умным, здоровым, удачливым. Символика в этом искусстве богатая, для каждой страны характерны свои символы, но есть и общие. Очень часто изображают глаза Фатимы (дочь Пророка) или скорпиона, охраняющие от порчи. Волна, финиковая пальма или круг (солнце) означают плодородие. Причем пальма является типичным свадебным рисунком.

Не каля-маля, а нарядно!

Узоры, выполненные хной, — обязательное украшение невесты во всех странах, где распространено мехенди. И не только потому, что она должна быть неотразима. Все дело опять же в символике. Так, в Индии накануне свадьбы целый день посвящают «Празднику хны». В дом невесты, предварительно убранный цветами, приглашают друзей и родственников. Далее все происходит примерно как в индийском кино: музыка, песни, танцы и церемониальное расписывание хной рук и ног брачующейся. Рисунки, наносимые на кожу, символизируют крепость любви в браке и супружескую верность. После свадьбы женщина старается сохранить их как можно дольше. Аналогичный праздник существует и в Марокко. Только здесь его устраивают ночью, и называется он соответственно «Ночь хны». Однако в этой стране символическими узорами расписывают не только невесту, но и приглашенных — чтобы все были нарядными и не боялись сглаза. Как правило, мехенди связано именно с праздниками. В исламской культуре отмечать торжественное событие принято на широкую ногу — так, чтобы о нем знали все. А уберечь от чужой зависти и сглаза должны символы, нанесенные на тело хной. В Марокко хной разрисовывают и мальчиков — перед процедурой обрезания. Поскольку виновнику торжества, вступающему во взрослую жизнь, в этот день все будут завидовать, его необходимо оградить от дурного глаза. А во время праздника Ид аль-Адх (или Курбан Байрам) хной расписывают копыта ягненка, которого затем приносят в жертву, — это делают для того, чтобы животное осталось чистым, незапятнанным.

Вместо святой воды, чеснока и осинового кола

Жители некоторых регионов Северной Африки убеждены, что и сам материал, которым выполняют узоры, обладает магической силой. Хна стала как бы щитом, способным отражать все дурное. Например, новорожденный считается уязвимым, если отпавшая пуповина попадет в недобрые руки. Во-первых, ее могут похитить колдуны-злопыхатели и использовать в своих обрядах, навредив тем самым малышу; во-вторых, по преданиям, за ней охотятся злые духи. Поэтому отпавшую пуповину расписывают хной и закапывают, посыпая сверху порошком этого растения, чтобы до нее никакая нечисть не могла добраться. Беззащитна перед нехорошими силами и женщина после родов, поэтому еще несколько десятилетий назад, едва раздавался пронзительный детский крик, молодую мать тут же церемониально разрисовывали. На седьмой день своей жизни новорожденный тоже получал «порцию красоты». Малышу узоры делали на голове, шее, пупке, ступне, под мышками, между ног, на ногтях ног — опять же для защиты от нечисти. Ритуал этот в общем-то был даже полезен — младенца по традиции мыли только на 17-й день, хна же, обладающая легким антисептическим действием, обеззараживала его нежную кожу, а являясь естественным солнечным фильтром, еще и спасала от палящих лучей, что на просторах Африки тоже нелишне. Однако позже медики открыли, что хна может быть смертельно опасна для ребенка семи дней от роду, так как способна вызвать негативные изменения в крови. Хну во время беременности во многих странах используют и по сей день. В Индии, например, беременную на восьмом месяце даже ожидает специальный праздник, во время которого будущую маму расписывают хной так же, как и перед свадьбой. А после родов женщину украшают праздничными узорами — символами плодородия, ведь она выполнила свое предназначение и приобрела другой, более почетный статус матери семейства.

Традиции на скорую руку

В последние годы многое в искусстве мехенди меняется, что особенно заметно в крупных городах, где большая часть населения занята в сфере туризма. Подобные «национальные украшения» в этой индустрии не слишком приветствуются, поэтому разрисовывать себя женщины могут только зимой, когда туристический сезон заканчивается. И обычно «украшательство» сводится — увы! — к замазыванию хной всей ладони или ступни. Чтобы край получился ровным, кисть или стопу обклеивают лейкопластырем. А в Тунисе, например, в продаже уже появились специальные трафареты из пленки: их накладывают на кожу, поверх наносят хну, и в местах, где были прорези, остается рисунок. В Индии же хну и вовсе стали заменять современными яркими красителями. Они особенно удобны, если невеста во время свадьбы меняет несколько нарядов и хочет, чтобы каждому соответствовали рисунки на руках. В общем, модернизация проникла и в традиции. Остается надеяться, что это многовековое искусство не канет в Лету и мы, как и прежде, будем поражаться экзотическим узорам на ладошках чуже­странок. Автор: Мария МАКСИМОВА "Туризм и отдых" №45 10.11.2008 Тема: , , , , , Материалы по теме
Полезно для мамуси