Дайте денег на идею

    Обсуждаем вопросы:
  • Центральный Вьетнам
  • Средства контрацепции
  • Специалист по расстройствам пищевого поведения Олег Гладышев
  • Причудливые обереги
  • Короткие заметки из жизни городов. Город негорящих фонарей и воинствующих оленей
Дайте денег на идею Свое дело хотят иметь многие, находят же средства единицы. Где раздобыть начальный капитал, рассказали эксперты в области финансирования и кредитования и сами бизнесмены. Банк «малышам» помощник, но… Сегодня многие российские банки декларируют готовность сотрудничать с предприятиями малого бизнеса и даже разрабатывают специальные кредит­ные программы. На деле при получении займа предприниматели зачастую стал­киваются с рядом сложностей. Напри­мер, чтобы претендовать на ссуду, надо проработать не менее года. «Дело в том, что малым фирмам свойственна непро­зрачность бизнеса, — объяснил руково­дитель блока корпоративных финансов ИК «ФИНАМ» Алексей Курасов. — Труд­ности, связанные с реальной оценкой ситуации на предприятии, и, соответ­ственно, высокий риск невозврата кре­дита вынуждают банкиров запрашивать большой пакет документов, в том числе: бизнес-план, финансовую и управлен­ческую отчетность, учредительные до­кументы и пр.». По словам эксперта, таким обра­зом банки оценивают перспективность бизнеса, на развитие которого берут деньги, а также уровень квалификации менеджмента. «В 95 % случаев от пред­принимателей требуют обязательного обеспечения кредита недвижимым и движимым имуществом или, в лучшем случае, личного поручительства учреди­телей фирмы, — рассказывает Алексей Курасов. — Банкиры вынуждены так по­ступать по причине отсутствия надежных залогов, ведь большинство малых фирм не владеет ликвидным имуществом. Ну и в целом банки пока не привыкли до­верять малому бизнесу. Большинство предприятий работает недавно и пока не обзавелось положительной кредит­ной историей». В свою очередь сами предпринима­тели не доверяют банкам. Кредит для многих — крайняя мера. Например, на вопрос: «Готовы ли вы взять кредит?» — ребята из творческого объединения UVIX–Company, занимающегося продви­жением молодых музыкантов, ответили: «Вы смеетесь, какой банк даст деньги под наши проекты?» Генеральный директор PR-агентства «Электрический пес» Алек­сандра Вяль тоже не сторонница заем­ных средств: «Система кредитов в прин­ципе претит моей философии. Хотя, если я узнаю о каком?то прибыльном проекте, в который можно вложиться, а через пол­года вернуть деньги, то, наверное, обра­щусь в банк. Но в целом это финансовый капкан. Если дело, на которое нужен кре­дит, немного терпит, я предпочитаю сна­чала заработать, а потом тратить». Однако для генерального директора «Центра финансового консультирования» Саи Абдухалыковой здесь нет никакой проблемы. По ее мнению, долговые обя­зательства плодотворно влияют на веде­ние дела, подстегивают предпринимате­ля скорее выйти на ноль, расплатиться со своими кредиторами. Она не отрицает тот факт, что при обращении в банк бизнес­мены могут столкнуться с трудностями, однако уверена, что каждый случай ин­дивидуален. В ее практике встречались примеры, когда личным убеждением, верой в свой проект и грамотно состав­ленным бизнес-планом люди добивались выдачи кредита даже без достаточно­го обеспечения. Альтернативаофициальным займам Неэффективность банковских про­грамм стимулировала развитие дополни­тельного рынка кредитования, который многие называют серым. По данным аналитиков компании «ФИНАМ», темпы роста этого сегмента сегодня составляют более 20 %. Высокие проценты никого не останавливают, поскольку практически только на таком рынке могут получить кредит предприятия, работающие ме­нее года. Фактически это означает, что люди, имеющие свободные деньги, инве­стируют заинтересовавшие их проекты. По словам директора ТО UVIX–Company Юрия Судакова, они находят средства именно у частных инвесторов в обмен на долю в бизнесе или проценты, благодаря чему за полгода в творческое объеди­нение вошли PR-агентство, компания по организации праздников, студии звуко­записи и графического дизайна. Обратиться за поддержкой можно к дру­зьям или родственникам. Таким путем пошел петербуржец Александр Зверев. Сначала он занимался разработкой программных про­дуктов в качестве наемного сотрудника, а затем решил создать свою фирму. Для этого пришлось занять 10 тыс. долл. у родственни­ков. «Ко мне перешли двое коллег из преж­ней организации. Начинали дело буквально на коленке. В срочном порядке подыскали помещение, закупили ноутбуки, подключили Интернет — и за работу», — вспоминает ген­директор. Ему удалось быстро раскрутиться за счет продажи программ перекупщикам, которые выходили на крупных клиентов. Пошли заказы от американских и канадских компаний. В результате долг был погашен за три-четыре месяца. Тем не менее столь удачный старт — большая редкость, и родственники — первые, кто об этом напомнит, чтобы предостеречь от возможного краха. Поэ­тому родителям и друзьям, как и спонсо­рам со стороны, нужно суметь «продать» свою идею, считает Сая Абдухалыкова: «Залог получения займа — грамотная презентация как своего дела, так и себя в качестве коммерсанта. Поэтому с друзьями-инвесторами нужно поступать как с банком: представить свой бизнес-план, обговорить все условия ссуды и закрепить их документально. Важно обозначить проценты и сроки выплат». И, хотя на такой стадии говорить о сро­ках сложно, по мнению эксперта, делать это необходимо. Если «дружеский кре­дит» в официальных документах фирмы не зафиксирован, он все равно является дебиторской задолженностью, которую нужно гасить. Помимо прочего, профинансировать рождающееся предприятие могут заин­тересованные в его создании организа­ции. В практике Саи Абдухалыковой был случай, когда таким образом раскрути­лось турагентство. Две бизнес-леди за­дались целью найти учреждение, которо­му был бы выгоден приезд иностранных туристов в Россию и россиян за рубеж. Результатом их поиска стала известная московская клиника, имеющая связи с больницей в Израиле. Был разработан специальный тур, включающий лечебные процедуры в обоих медицинских цен­трах. Идея понравилась руководителям медучреждений, и они вложили деньги в турфирму. Еще один довольно распространен­ный метод — потребительский кредит. Поскольку начинающий предпринима­тель обычно выступает и в качестве учре­дителя компании, он может внести заем­ные деньги на ее расчетный счет в виде временной финансовой помощи. Рас­сказывает кредитный брокер Александр Маркелов: «Потом со своей же зарплаты генерального директора бизнесмен мо­жет выплачивать проценты по кредиту. Однако в этом случае нужно быть уверен­ным в том, что дело мгновенно раскру­тится и принесет результат. В противном случае велики шансы прогореть». Когда деньги нужны на приобретение оборудования, имеет смысл изучить ли­зинговые предложения, считает Сая Аб­духалыкова. Подобные сделки дают воз­можность сразу начать производство и постепенно вносить лизинговые платежи. При этом в отличие от аренды предприни­мателю предоставляется возможность в дальнейшем выкупить оборудование. Как видно, способов найти необхо­димые средства много. В любом случае выбор источника финансирования на­прямую зависит от сферы деятельно­сти компании. Источники финансирования Плюсы и минусы кредитов в банке Совсем недавно у ряда банков появи­лись программы, предлагающие ма­лым предприятиям деньги под залог приобретаемого имущества, напри­мер на покупку автотранспорта, обо­рудования и недвижимости. Подобной схемой пользуются преимущественно крупные банки, отметил Алексей Ку­расов: «В их числе Сбербанк, Росбанк, «Банк Москвы» и «МДМ-Банк». Думаю, развитие такого вида кредитования даст малым фирмам возможность по­лучить средства на выгодных услови­ях. Тем не менее ситуация в мировой экономике сегодня может оказать негативное влияние на кредитование малого бизнеса. Российские банки опасаются кризиса и сокращают в своих портфелях долю рисковых кре­дитов (ипотечные, потребительские и направленные на развитие малого бизнеса) либо увеличивают процент­ные ставки. Нам кажется, что в ны­нешней ситуации получение кредита следовало бы отложить на полгода- год и дождаться снижения ставок». В каком случае предпренимателю откажут в кредите? Однозначно сказать, какому клиенту откажут в кредите, сложно. На сегодняшний день большинство банков обращает внимание на следующие стоп-факторы. Начать бизнес поможет работодатель Некоторым удается открыть соб­ственное дело вообще без привлечения средств со стороны. Секретом своего старта поделилась Тамара Гусова, гене­ральный директор правовой компании «Райдо»: «Меня подтолкнул к этому ру­ководитель фирмы, в которой я работа­ла начальником юридического отдела. Однажды он ушел в отпуск и дал зада­ние за две недели его отсутствия зара­ботать 4000 долл. Признаться, средняя цена сделки на тот момент составляла 7000 руб., то есть требования шефа были практически не выполнимы. Тем более что компания не рекламировала свои услуги, наш сайт посещали десять чело­век в день, и редко кто?то из них стано­вился клиентом». Следует отметить, что фирма была небольшая, и поиском за­казчиков занимался сам директор. Свои пути их привлечения он держал в тайне. Тамара решилась заглянуть в компьютер начальника и выяснила, что он просто от­слеживал один из юридических форумов. Интересные вопросы передавал своим юристам, и, если они считали задачу вы­полнимой, оставлял на сайте свои коор­динаты. «Я решила изменить методику, — рассказывает Тамара. — Попробовала не ограничиваться координатами фирмы, а развернуто комментировать проблему участника форума. Таким образом, за две недели удалось набрать нужное чис­ло клиентов, дела которых в нескольких случаях мы довели до суда, что принесло хорошую прибыль. В итоге мы вышли на те самые 4000 долл.» После этой истории начальник юри­дического отдела решила работать на себя. Она уволилась, а на зарплату и от­пускные открыла собственный бизнес. «Со мной ушли несколько клиентов, кото­рые хотели, чтобы я вела их дела. Таким образом, они тоже внесли вклад в базу для старта, — уточняет юрист. — Сегод­ня фирме четыре года, в штате — восемь человек. Мы уверенно держимся в своей нише оказания юридических услуг». Такую же схему применила руководи­тель PR-агентства «Электрический пес» Александра Вяль. Она проработала в этой сфере пять лет и долго вынашивала идею собственного предприятия. Как только были накоплены необходимые средства, взяла расчет, компенсацию за неисполь­зованный отпуск и поехала регистриро­вать агентство. «Сумму для старта я со­кратила до минимума, — рассказывает Александра. — Во-первых, сразу отказа­лась от съемного офиса, потому что это налагает огромные финансовые обяза­тельства. Во-вторых, не стала нанимать штатных сотрудников. Все, кто сейчас работают на меня, от юриста до дизайне­ра — фрилансеры, которых я приглашаю на конкретные проекты. Такая экономия расходов помогла сократить стартовую сумму до минимума. На уставной капитал, юридическое оформление, оплату работы юриста и бухгалтера, оплату услуг нотари­уса при открытии счета в банке и офисное оборудование ушло около 4000 долл.» Се­годня в команде Александры Вяль трудят­ся около десяти человек. Бизнес живет и постепенно развивается. Проанализировав рассказанные истории, можно сделать вывод, что залог успеха собственного дела не в начальном капитале, способов найти который, как видно, немало, а в профессионализме. Все опрошенные предприниматели стар­товали именно в той сфере деятельности, которую до этого хорошо изучили. Документы необходимые для получения кредита Тема: , , , , Материалы по теме

Полезно для мамуси