Войны понарошку

    Обсуждаем вопросы:
  • Сам обманываться рад…
  • Поймать рыбку руками
  • На мосту
  • Короткие заметки из жизни городов. Город негорящих фонарей и воинствующих оленей
  • Венгрия: курорт Хевиз (Heviz)
Войны понарошку Кто из нас в детстве не играл в войнушку! И какое это было удовольствие, взяв в руку палку, сражаться на мечах или обстреливать врага снежками из белого окопа! А помните свой восторг, когда от произнесенного «пиф-паф» на диван падал подыгрывавший вам взрослый? Да, стрелять из пластикового пистолета и одним движением руки отправлять в бой оловянную армию любили многие. Однако, повзрослев, большинство из нас забыли об этой ребяческой страсти. Большинство, но не все. И сегодня есть немало людей, которые, облачившись в старинные мундиры, отважно идут в атаку на мнимого врага…

1. Испания. Война мавров и христиан

Ежегодно 23 апреля тихий испанский Алкой превращается в поле битвы. Горожане выходят на улицы, вооружившись топорами, ружьями и пиками, и разворачивают настоящую войну друг с другом. Начало этому апокалипсису положено еще во времена борьбы арабов и христиан. В 1276 году на мирный городок Алкой напало войско мавров, многочисленное и хорошо вооруженное. Местные жители отбивались как могли, но шансов выстоять в схватке у них не было. И вот, когда изможденные защитники поняли, что крепость придется сдать, им явился святой Георгий. После сего коллективного видения испанцы одержали головокружительную победу. Мавры были разгромлены, их предводитель убит, а город и окрестные территории освобождены от захватчиков. С тех пор на протяжении многих веков алкойцы празднуют победу, переодеваясь в костюмы рыцарей-крестоносцев и мавров и разыгрывая сценки из той знаменитой битвы. Называется этот красочный праздник «Мавры и христиане». Отмечают его с размахом. Воюют целых три дня, причем в сражении участвует все городское население. Каких-то особых декораций не строят — ими становятся узкие средневековые улицы. И только на главной площади, где разворачивается основное действо, сооружают деревянную крепость. Праздник начинается с шествия по улицам мавров и христиан. Город в одночасье разделяется на два «враждующих» лагеря, в каждом по 14 боевых отрядов и у всех разное обмундирование. О том, на чьей стороне «воевать», участники представления не раздумывают: приписка к тому или иному отряду передается по наследству. По окончании парада «воины» не расходятся по домам и не снимают нарядную форму, а гуляют в таком виде на радость туристам. На второй день веселье продолжается чествованием покровителя города — святого Георгия. По улицам проходит религиозная процессия, а затем в его честь начинается служба в соборе. Но кульминация праздника — день третий, когда христиане и мавры под несмолкающий барабанный бой ожесточенно сражаются за деревянную крепость на городской площади, до тех пор пока не появится всадник на белом коне, предрешающий исход битвы. После этого начинаются народные гулянья с фейерверками, реками вина и танцами до утра.

2. Дания. Схватка викингов

Костюмированные праздники викингов устраивают во многих европейских городах, но датский Фредерикссунн вне конкуренции. Ежегодно на протяжении последних 50 лет в конце июня — начале июля здесь проходит фестиваль викингов, возвращающий Данию в X век. На две недели город преображается. В эти дни вам не удастся купить в Фредерикссунне пастеризованное молоко в пакете или бутылочное пиво — только натурпродукт и в той же таре, что и десять с лишним веков назад. А местные жители во время фестиваля надевают старинные костюмы, так что, куда бы вы ни пошли, будете чувствовать себя «гостем из будущего». Правда, за вполне умеренную плату вы и сами можете приобрести на рынке костюм викинга. Кстати, там же продают ювелирные украшения, стилизованные под старину, атрибуты и оружие викингов, традиционные национальные яства, приготовленные, как утвер­ждают торговцы, по старинным рецептам, и, разумеется, сувениры всех мастей. Конечно, туристы едут в город не за сувенирами с рынка, а за зрелищем. Ведь в Фредерикссунне устраивают настоящее сражение викингов, в котором участвуют сотни человек. И все как в старину: лязг железа, блеск мечей, крики воинов… Причем поучаствовать в битве может любой желающий, при условии, что он облачен должным образом. Сражение, как и сам фестиваль, проходит не стихийно, а по заранее намеченному сценарию, в основе которого обычно лежит одна из старинных датских легенд. Ее разыгрывают перед гостями в мини-спектакле, которым открывают фестиваль на городской площади.

3. Япония. Турнир конных лучников

Японцы — народ серьезный, у них лицедействовать не принято, поэтому посмотреть, что из себя представляет японское военное искусство, можно, лишь посетив настоящий турнир, например, конных лучников. Здесь все происходит по правде. Ты видишь мощь несущегося прямо на тебя животного, слышишь приближающийся топот копыт. С ним смешивается бой барабанов, и кажется, что твое собственное сердце начинает биться в том же ритме. Развевающийся на ветру шелковый костюм всадника, его пристальный взгляд, свист рассекающей воздух стрелы — и через мгновение взрыв аплодисментов. От этого зрелища действительно перехватывает дыхание. Такого врага на поле боя не пожелаешь никому. Ябусаме — так называют и лучников, и боевое искусство, которое они представляют. Смысл его в том, что воины под бой барабанов по очереди проносятся галопом по узкой дорожке длиной 250 метров, на скаку поражая стрелами три деревянные мишени, расставленные через 80 метров. Раньше это был один из видов тренировки армии конных стрелков, а сейчас — ритуал, исполняемый в надежде на мир и хороший урожай. Мероприятие очень популярное — ежегодно посмотреть его приезжают тысячи граждан Поднебесной. Согласно легенде, придумал обычай сам император, который однажды, сев на коня, поразил три мишени. Тогда символическое действие стало сначала придворным ритуалом, а позже, когда страной управляли военные правители сёгуны, праздник сделали ежегодной официальной церемонией. Вообще лучники являлись одной из основных военных сил в Древней Японии, поэтому их тренировкам уделялось огромное внимание. Они стреляли по неподвижным целям и по мишеням, которые раскачивались, как маятники, отрабатывали свои навыки на охоте. Конные лучники были вроде привилегированной роты. Чтобы одновременно управлять скачущей лошадью и точно стрелять, нужна отменная координация, поэтому абы кому такое дело не доверяли. Как правило, в ябусаме попада­ли только представители высшего света. Отсюда богатые костюмы всадников, придающие зрелищности происходящему.

4. Польша. Разгром рыцарей Тевтонского ордена

Каждый год в середине июля в крошечный польский городок Грюнвальд, состоящий примерно из 20 жилых домов, двух маленьких магазинчиков и почтового отделения, съезжаются порядка 70–80 тысяч человек со всего мира. Причина такого нашествия — средневековый фестиваль и реконструкция Грюнвальдской битвы 1410 года. Представьте себе многотысячный палаточный городок в поле, где вечерами под звуки средневековой музыки, сидя у костров, начищают до блеска свои доспехи настоящие рыцари. Днем тут же работает средневековая ярмарка, коптится на костре «дичь», а народ толпится на всевозможных тусовочно-конкурсных мероприятиях вроде стрельбы из лука по яблокам. Но главное действо, ради которого все и собрались, начинается в два часа 15 июля, как и шесть веков назад. Зрители подтягиваются к месту события уже с утра. До часа икс здесь проводят церемониальную часть: поднимают флаги, присягают в верности Отечеству, с почетом обходят монументы, возведенные в память о битве. Все это довольно красочно и интересно, но с самой инсценировкой не сравнимо. В воссоздании битвы участвуют несколько тысяч рыцарей, любителей истории из разных стран. Как они понимают друг друга на поле — неясно. Ход сражения воспроизводят в мельчайших подробностях: вот бьются всадники, вот стреляют артиллеристы, вот выступают в атаку лучники. Благодаря комментарию происходящего на поле брани через колонки, расставленные вокруг, развитие событий понятно даже тем, кто вообще впервые слышит о Тевтонском ордене и Грюнвальдской битве. Длится эпохальное сражение примерно два часа, а под конец благодарные зрители разражаются бурными овациями.

5. США. Янки и конфедераты

Главное, что поражает на реконструкциях битв Гражданской войны США, — правдоподобность. Стреляют пушки, взрываются радиоуправляемые мины, сквозь стену пороховой завесы идет в атаку пехота, вскрикивая и хватаясь кто за что, падают на землю раненые и убитые. В каждой реконструкции участвуют в среднем по 15–20 тысяч человек, что делает битвы необычайно реалистичными. Кроме того, участники с маниакальной точностью воспроизводят по старым фотографиям костюмы — все, вплоть до мельчайших деталей, в том числе манеру носить шляпу или повязывать кушак. Если южане в конце войны снискали славу оборванцев, реконструкторы, играющие на полях сражения конфедератов, будут полностью соответствовать образу, лежа в окопах нечесаными и немытыми. Даже затянуться сигареткой здесь считается непозволительным — для полной исторической точности можно либо курить трубку, либо жевать табак, как делали солдаты тех времен. За нарушение стандартов воинов ждет суровое наказание, вплоть до отправки на зрительские трибуны. О том, что это все-таки инсценировка, напоминает лишь голос радиоведущего, который комментирует сражение. Точное историческое обмундирование обходится участникам по меньшей мере в 1,5 тысячи долларов. И тем не менее число поклонников военно-исторической реконструкции Гражданской войны растет в Штатах с каждым годом. Сейчас воссоздают многие сражения между янки и конфедератами, но наиболее популярны, конечно, решающие, например битва при Антиетаме, которую проводят ежегодно 17 сентября, или при Геттисберге, которую устраивают с 1 по 3 июля.

6. Бельгия. Бой французам

Если уж мы заговорили о серьезных реконструкциях военных событий, никак нельзя обойти вниманием «наполеонику», то есть воссоздание битв французского императора. По числу поклонников во всем мире это направление, безусловно, занимает первое место. Ежегодно на инсценировки наполеоновских сражений съезжаются участники из России, Украины, Мальты, Франции, Австрии, Великобритании и многих других стран. И не удивительно, ведь организация таких боев напоминает съемки исторического фильма. Красивые мундиры, историческое оружие, очарование эпохи — даже наблюдать приятно, не то что участвовать. Каждый год можно увидеть как минимум две битвы императора Франции: под Аустерлицем в Чехии и Ватерлоо в Бельгии. Битва при Ватерлоо стала последним сражением Наполеона. После нее войска союзников вошли во Францию, а сам император был сослан на остров Святой Елены, где и скончался в 1821 году. Видимо, поэтому она наиболее популярная и собирает больше всего народа. В воссоздании тех событий регулярно участвуют 1,5–2 тысячи человек, одетых в мундиры XIX столетия. За всеми перипетиями на поле сражения с пристальным вниманием следит многотысячная армия зрителей. Кстати, они могут не только понаблюдать за боями, но и осмотреть лагеря воюющих сторон, воссозданные в мельчайших деталях, ознакомиться с обмундированием и оружием солдат, а также отведать солдатской кухни.

7. Иордания. Античные поединки

Самое удивительное то, что, если вы хотите посмотреть на римских легионеров, Рим — последнее место, куда ради этого надо ехать. Как ни странно, в Италии, на родине античных завоевателей, не организуют масштабных фестивалей с демонстрацией военного искусства той эпохи. Лучше всего отправиться в страны, в которых некогда были римские колонии, например в Англию, где периодически проводят фестивали античности. Попасть на один из них можно в городе Колчестере или Солсбери. Здесь бои легионеров устраивают местные жители. Совершенно, так сказать, безвозмездно. Однако эти праздники проходят нерегулярно. Тем, кто жаждет увидеть легионеров во что бы то ни стало, прямая дорога в Иорданию, где битвы гладиаторов поставлены на поток. Например, ежегодно тысячи туристов привлекает древний иорданский город Джераш, золотой век которого пришелся на эпоху римского владычества. Это великолепный образец провинциального римского градостроительства: мощеные улицы, колоннады, величественные храмы, амфитеатры, бани и прочая древнеримская помпа. Здесь для туристов ежедневно проводят историческое Римское шоу. По ипподрому времен Римской империи ездят колесницы; актеры, облаченные в традиционные одежды легионеров, демонстрируют, как обращались с оружием и вели сражения римляне; десять человек изображают бои гладиаторов на арене — все инсценировано достаточно реалистично. Если приглядеться, заметно, что люди работают, но работают они вдохновенно. Происходящее особенно впечатляет детей. Автор: Мария МАКСИМОВА "Туризм и отдых" №45 10.11.2008 Тема: , , , Материалы по теме
Полезно для мамуси