Легко ли быть новичком?

    Обсуждаем вопросы:
  • Я — доброволец!
  • ЮАР: курорт Сан-Сити (sun city)
  • Эффект длиною в жизнь
  • Это неуправляемое желание
  • Шотландские Гебриды
Легко ли быть новичком? Устраиваясь на работу, мы в первую очередь стараемся вникнуть в суть должностных обязанностей, оставляя выяснение внутренних связей в коллективе на потом. Но незнание тонкостей взаимоотношений между сослуживцами порой существенно влияет на дальнейшее развитие карьеры. Так надо ли сразу пытаться понять, кто есть кто в офисе? Как преодолеть барьер, отделяющий новенького от старичков?

  Знакомясь с людьми, каждый в той или иной степени испытывает неловкость, неуверенность. Иногда желание понравиться окружающим приводит к тому, что человек начинает вести себя неестественно, соглашаться с чуждыми ему суждениями, дабы не создавать конфликтных ситуаций, и т. п. В итоге о нем формируется неверное мнение, что в дальнейшем может оказаться непоправимым: любые попытки изменить сложившийся стереотип сослуживцы, скорее всего, воспримут негативно. Именно поэтому ваше поведение в первые рабочие дни так важно, ведь оно закладывает фундамент дальнейшего общения с коллегами. Имейте в виду: пока вы являетесь чужаком, для вас недопустимы некоторые вещи, которые сходят с рук старожилам, в том числе критика существующих порядков. Не соблюдая определенные правила, вы рискуете нажить себе врагов. В общем, на новом месте вас подстерегают самые разные опасности. Рассмотрим некоторые из них.

МНИМЫЕ ДРУЗЬЯ

 

Первое время коллектив присматривается к недавно появившемуся сотруднику, однако довольно быстро окружающим удается понять, что за человек перед ними, ведь новичок почти как на ладони. Кое-кто даже пытается использовать его в своих целях, пока он не успел сориентироваться. Каждый из нас может вспомнить множество примеров, когда излишняя доверчивость приводила к печальным последствиям. Так произошло и с дизайнером Андреем З.: «Когда я пришел в организацию, меня встретили довольно хорошо, но один сотрудник проявил особое рвение. Он буквально опекал меня, рассказывал, что и где находится, помогал разобраться в отношениях в коллективе. Мне показалось это нормальным, ведь он был моим ровесником, и мы вполне могли стать друзьями. Мы часто обсуждали тонкости моей работы. Я поделился с ним идеями, которые у меня возникли, а на ближайшей планерке он выдал их за свои. Было очень обидно разочаровываться в человеке, которого я уже считал товарищем». Чтобы не оказаться в подобной ситуации, обратите внимание на то, кто и с какими предложениями подойдет к вам в первую очередь. Не спешите отвечать на них согласием. Одно дело, когда люди, проработавшие бок о бок много лет, поддерживают друг друга, и совсем другое, когда непонятное дружелюбие проявляют по отношению к малознакомому человеку. Если кто-то из коллег хочет вам помочь, не исключено, что он преследует какие-то тайные цели. Так что постарайтесь поначалу ни с кем не сближаться и не делиться секретами и мыслями. Разумеется, не стоит полностью отказываться от общения с сослуживцами, но оно должно быть не особенно эмоциональным. Избегайте людей, которые рассказывают о других сотрудниках нелицеприятные вещи, и уж тем более не поддерживайте такие разговоры.

ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

 

Бывает так, что в отделах, где сложно проверить результативность работы сотрудников, люди стремятся минимизировать затрачиваемые усилия и выполняют обязанности спустя рукава, создавая лишь видимость деятельности. В подобном «болоте» для служащих главное — сохранить существующие порядки. Если же начальник, которого не устраивает такая ситуация, берет в штат инициативного и нацеленного на результат человека, то либо его активность через некоторое время гаснет, либо коллектив отторгает новичка. Вот история Романа М., менеджера по логистике. «Когда я пришел на предприятие, то был полон идей. Еще на собеседовании директор компании поделился со мной своими соображениями по реорганизации работы подразделения, и я смело взялся за дело. Мне пришлось постараться, чтобы испытательный срок прошел без сучка и задоринки. Я не только привнес новшества в подготовку некоторых процессов, но и составил долгосрочный план развития отдела. Результаты моего труда были видны невооруженным глазом. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что мне придется уйти. У приятеля, который работал в другом подразделении, я выяснил, в чем причина. Изменения, которые я начал претворять в жизнь, со временем затронули бы деятельность моих коллег, поэтому они оговорили меня перед шефом. Им было удобнее, чтобы все оставалось по-прежнему. И такие случаи не редкость». Отсутствие серьезной системы управления, невозможность проконтролировать эффективность каждого конкретного специалиста и инертность отдельных личностей являются причинами возникновения подобных ситуаций. Довольно часто приходится слышать о том, как добросовестное исполнение обязанностей сослужило новичку плохую службу. Поэтому, прежде чем брать быка за рога, подумайте, не повредит ли вам это. Столкнувшись с нерадивостью и безынициативностью окружающих вас людей, не спешите. Добивайтесь своего постепенно. Ваша главная задача — остаться в фирме. Затем надо завоевать доверие сотрудников и руководства, заработать авторитет, найти единомышленников, готовых вас поддержать, и лишь потом пытаться что-либо переделать. Правда, как показывает практика, чаще всего одному человеку не под силу изменить пассивное общество, поэтому, если коллеги упираются, стремясь сохранить старые порядки, подумайте, есть ли смысл тратить время в такой компании.

 

ВЕСЬ ОФИС — ТЕАТР

 

Почти в каждом сообществе существуют определенное распределение ролей, свои тонкости и закулисные интриги. Люди, недовольные собственным положением (а они есть везде!), будут стараться переклеить ярлык аутсайдера на новичка, воспользовавшись тем, что человек пока не прижился в коллективе. История, рассказанная Алиной, консультантом страхового агентства, как раз об этом. «Когда я пришла на работу и еще не успела разобраться, кто есть кто, со мной попробовала подружиться одна сотрудница. Если я собиралась пить чай, она тут же бежала за мной, когда выходила на обед — она пристраивалась следом и т. п. При этом она всем демонстрировала, какие мы с ней друзья. В разговоре только и было слышно: «А мы с Алиной не согласны!» или «А мы с Алиной считаем так-то!», причем часто она произносила это не по делу и в контексте, который меня не устраивал. Вскоре меня стало раздражать бесцеремонное использование моего имени, да и отношение окружающих к этой даме, как я заметила, было не очень-то хорошим. Многие сторонились ее, не доверяли ей. Эта женщина постоянно пыталась использовать других для решения собственных проблем. Работала она не очень старательно, но если руководство уличало ее в ошибках, она не моргнув глазом перекладывала вину на других… Теперь я ни с кем не сближаюсь, пока не пойму, с каким человеком имею дело». Почему одни практически сразу вызывают симпатию, а другие, напротив, никак не могут влиться в коллектив? Вероятно, все дело в самопрезентации и в отношении к работе. Человек, который недавно трудоустроился, должен соблюдать все дисциплинарные требования нанимателя. Необходимо избавиться от расслабленности, свести к минимуму посторонние разговоры, общение по телефону на личные темы и пр. Сначала выясните, какие закономерности существуют в организации, какую роль играет каждый из сослуживцев, каким негласным правилам все подчиняются и т. п.

ОСТОРОЖНО, ЖЕРТВА!

 

Однако порой человек сам виноват в том, что коллеги недоброжелательно настроены по отношению к нему: скажем, постоянно жалуется на то, что его права ущемлены. Разумеется, нытик вряд ли понравится окружающим и приживется в компании. О похожем случае рассказывает Татьяна Витальевна, бухгалтер: «В нашем отделе трудятся всего пять человек, поэтому мы хорошо знаем сильные и слабые стороны друг друга и стараемся поддерживать ровные отношения. Не могу сказать, что сослуживцы — мои лучшие друзья, но выбирать не приходится, к тому же всем удобнее работать в тихой обстановке и иметь возможность спокойно выполнять свои обязанности. Однажды к нам пришла новая сотрудница. Ее хорошо приняли, предоставили свободное рабочее место и все необходимое. Вскоре от нее начали исходить упреки и претензии. Например, она заявила, что сидит на сквозняке и мы специально разместили ее там, поскольку она новенькая. Увидев у кого-то удобный коврик для мышки, она тут же сочла себя обделенной, хотя человек самостоятельно приобрел эту вещь. Поняв, что конфликтовать с нами бесполезно, она отправилась к начальнику. Какое-то время он слушал жалобы и даже пытался выполнить требования, но вскоре предпочел уволить скандалистку». Попав в незнакомое общество, мы начинаем чувствовать себя неуютно, но это не значит, что надо во всем обвинять других. Пройдет несколько недель, и при очередной перестановке мебели коллеги непременно учтут ваши пожелания, а сделав заявку офис-менеджеру, вы получите нужные инструменты. Рабочее место «обживается » со временем, не стоит думать, что остальным в первый же день дали все, что они имеют сейчас. Не надо сразу требовать слишком многого. Вообще идеальный портрет новичка должен быть примерно следующим: дисциплинированный, неконфликтный, доброжелательный и исполнительный человек, готовый к развитию, серьезно относящийся к работе. Подумайте, обладаете ли вы перечисленными качествами, ведь от их наличия зависит не только то, станете ли вы частью коллектива, но и успешность вашей карьеры.   Тема: , , Материалы по теме
Полезно для мамуси