Неловкие уловки Средиземноморья

    Обсуждаем вопросы:
  • Короткие заметки из жизни городов. Город негорящих фонарей и воинствующих оленей
  • Гамбург. Зонтик про запас
  • Шотландские Гебриды
  • Чили без перца
  • Чем питается зависть?
Неловкие уловки Средиземноморья Многие читающие эти строки хотя бы раз осчастливили себя поездкой в Египет, Турцию или Израиль. Этот регион прочно зарекомендовал себя как универсальное приложение отпускных сбережений российского среднего класса.

Людей, посетивших благодатное Восточное Средиземноморье, в нашей стране с каждым годом все больше. Мы изучаем их нравы, они приспосабливаются под нашу натуру. Давно уже прошли времена, когда русского туриста можно было удивить на улице Хургады возгласами типа «Заходи, заходи», «Зайка моя», «Дешево», «На халяву». Тонкости восточного ценообразования тоже становятся все изощреннее. Для тех, кто хотел бы подготовиться к хитроумным уловкам восточного базара, расскажу о наиболее характерных приемах его представителей. Житель Востока на удивление быстро учится русскому языку. Он знает, что пожилая женщина из сибирского города будет разговаривать с ним так же, как с соседом, не допуская даже мысли о многообразии языков. Она считает, что если ее не понимают, нужно просто говорить громче. Поэтому продавец владеет навыками зазывания российского туриста, знает по-русски названия цифр и их комбинаций, а также пару-тройку общеупотребительных торговых терминов типа «халява», «скидка», «дешевле не бывает». В отдаленных районах, где русский не так популярен, его успешно заменяет английский с беспроигрышными фразами «Very good price», «Just look», «Mister, one dollar» и т. д. Здешний торговец никогда не назовет реальную стоимость своего товара. Указанная им цена будет выше рыночной в несколько раз. Нехитрый сувенир, красная цена которому один доллар, вам предложат за 10–20 долларов, книгу с глянцевыми фото (реальная стоимость — долларов восемь) — за 50. Правды здесь не ждите. Если клиент не бросается деньгами и намерен обсудить цену, торг происходит по единому сценарию: «О’кей, я согласен сделать скидку, ваша цена?» — «Вместо 30 я готов дать 20». — «Двадцать пять». И все довольны, хотя позже вы поймете, что переплатили как минимум половину. Никогда не называйте «свою цену»! Дайте продавцу самому выбираться из той ловушки, в которую он себя загнал: пусть бежит за вами вслед и снижает цену до бесконечности. Когда вы твердой рукой положите базальтовую Нефертити обратно на полку и уверенно выйдете из лавки, он так и сделает — и цена начнет падать безо всякого участия с вашей стороны: «Двадцать! Десять! Пять!» Когда вы решите, что уже достаточно его унизили, обернитесь и, не замедляя шага, бросьте: «Три доллара, братец». И за эту сумму вы гарантированно получите свою Нефертити — точно такую же, за какую ваш сосед по чартерному перелету заплатил 20. Можно, конечно, с самого начала сказать: «Я куплю эту вещь за два доллара, ни цента больше». И стоять ждать, пока парень будет из кожи лезть, пытаясь вступить с вами в переговоры. Никакого торга! Иногда их давление психологически убивает, но цивилизованный человек всегда должен оставаться победителем. Широко распространенная уловка — предоставление «бесплатных» услуг, за которые потом местный житель просит денег. Он подхватывает ваш чемодан в аэропорту и удирает, чтобы потом потребовать вознаграждение за услуги носильщика. Иногда минут десять приходится гоняться за таким помощником, который не хочет отдавать ваши вещи, требуя позволить ему донести их до такси. Предложенный чай, сувенир на память, открытка — за все это впоследствии придется платить. Способ избежать обмана — прямо спросить: «Это бесплатно? Точно бесплатно?» Если абориген на свою погибель ответит: «Да, это бесплатно», — он попал. Теперь, если хотите, можете с чистой совестью издеваться над ним. Возле великих пирамид в Гизе несчастный старик-верблюдовладелец клянчит у наивных иностранцев один египетский фунт за какой-то камушек, который он кладет в руку человека со словом «подарок». Мы уточнили: «Это бесплатный подарок?» «Да», — сказал он, не рассчитывая на цинизм русского туриста. Я, не глядя, запихнул камень себе в карман и быстрым шагом направился в сторону пирамиды Микерина. Никогда не забуду изумленных физиономий старика и верблюда. Может быть, впервые в жизни им не дали смошенничать. Как-то в марокканском Фесе к нам обратился бедуин и предложил показать древний Еврейский квартал старого города. Мы любезно объяснили, что сами найдем этот квартал, ибо в отличие от него умеем ориентироваться по карте. Тем не менее бедуин настаивал и в качестве основного козыря заявил, что покажет нам город бесплатно. Он проводил нас в Еврейский квартал (конечно, окольными путями, что стало понятно позже, когда обратно мы вышли гораздо быстрее) и там потребовал денег. Наивный! Мы напомнили ему, что купля-продажа товаров и услуг осуществляется по предварительному согласию сторон. Правда, на арабском Востоке об этом знают далеко не все. В такси в большинстве стран установлены электронные счетчики, но водители «забывают их включить» и потом выкатывают пассажиру такую сумму, что становится смешно. Иногда таксисты сетуют, будто счетчик не работает. «Ладно, — ответьте ему, — тогда я плачу пять евроцентов, на большее не рассчитывай». И счетчик удивительно быстро вернется в строй. В ресторанных меню не всегда стоят цены, и не потому, что их «забыли вписать», — это сделали намеренно, чтобы после обеда выставить счет по своему усмотрению. Когда приходишь в ресторан с девушкой, неудобно поднимать крик и требовать прейскурант. Но умный турист попросит счет заблаговременно, и, если он будет неадекватен заказанной пище, последует компромиссная договоренность. Ведь даже если цены указаны, нет гарантии, что с вас не попросят в три раза больше. Так, в Сирии еда стоит недорого, но с посетителя берут доплату за салфетки, скатерть, кусок хлеба, не говоря уже о 15% за сервис и о налогах. О таких поборах предварительно вас, естественно, никто не оповестит. Чтобы не подвергаться неприятным сюрпризам, разговор о цене следует завершить заранее. Позаботьтесь о том, чтобы в кармане всегда было много мелких купюр и монет, — сдачи в этом регионе почти ни у кого не бывает. Таксисты, официанты, продавцы на рынке мелочи не держат (видимо, уничтожают ее), а остаток с крупной купюры забирают себе. Или могут сказать: «Сейчас я принесу сдачу»,— и уйти туда, откуда не возвращаются. Часто восточный бизнесмен пытается втереться в доверие к русскому туристу. Оказывается, он сам окончил вуз в Москве, его брат или друг брата учится в России — в общем, что-то связывает торговца с нашей родиной. «Поэтому, — говорит он, обнимая вас и заводя в свой магазин, — вот этот папирус с изображением Великого сфинкса, который я обычно продаю по 100 долларов, тебе, как своему брату из родной Москвы, готов отдать за 50». Другого такого случая не будет — читается в его голосе. И многие покупают, а спустя несколько минут обнаруживают в соседнем ларьке того же сфинкса за пятерку. Некоторые граждане Востока используют для привлечения потенциальных покупателей фотографии русских женщин. Я лично видел целые альбомы таких снимков, в голом виде и в самых экзотических позах. Многие фото подписаны. Например: «Дорогому Омару от Леночки, Томск». Не буду говорить об этической стороне вопроса, но посоветовал бы нашим девушкам вести себя поскромнее. Имеются в коллекциях арабов и письма. Обычно торговец просит прочитать адресованное ему послание, делая вид, что не знает русского, и протягивает помятое, зачитанное до дыр письмо Леночки из Томска, которое ежедневно ему озвучивают десятки русских туристов. Делается это для того, чтобы посетитель проникся уважением к хозяину магазина и приобрел у него, например, кальян или кожаные тапки с загнутыми носами. Большинство уловок Востока бесхитростны и до смешного примитивны. Их просто нужно знать. Многие наши соотечественники презрительно скажут, что грешно торговаться из-за копеек, мол, не стоит обращать внимания на мелочи. Нет, это не мелочи. Нельзя поощрять воровство и мошенничество. Сегодня отдашь просто так доллар — завтра попросят пять. А ведь эти доллары достаются нам нелегким трудом. Кроме того, напрасные траты оставляют в душе неприятный осадок. Желаю вам избежать их. Пусть от путешествия остаются только отрадные воспоминания. Автор: Кирилл БАБАЕВ "Туризм и отдых" №41 13.10.2008 Тема: , , , , Материалы по теме
Полезно для мамуси