Танцуют все!

    Обсуждаем вопросы:
  • Родные стены
  • Короткие заметки из жизни городов. Город негорящих фонарей и воинствующих оленей
  • Гамбург. Зонтик про запас
  • Чем питается зависть?
  • Центральный Вьетнам
Танцуют все! Развеселый русский, страстный испанский, сдержанный японский — любой национальный танец выражает душу того или иного народа. И не так уж важно, кто его исполняет — профессионалы с дипломами модных танцевальных школ или обычные люди на праздниках и дружеских вечеринках. Самые первые танцоры, участники религиозных обрядов, с помощью жестов и движений обращались к богам или изображали животных — покровителей своего племени. Конечно, со времен ритуальных и тотемных плясок танцевальные па стали грациознее и обзавелись музыкальным сопровождением. Но кое-что от древности осталось: в основе большинства национальных танцев лежит всем известный хоровод. Ведь замкнутая линия — один из старейших универсальных символов гармонии мироздания. И люди, встав в круг, особенно сильно ощущают себя частью целого — семьи, общины, народа. Плясать в одиночестве как-то странно, как минимум скучно. Для правильных танцев требуется компания. Это занятие отлично объединяет. Тем более что движениями можно выразить больше, чем словами, их язык без перевода понятен всем. Даже если на каком-то празднике вы всего лишь случайный гость, когда звучит зажигательная музыка, хочется присоединиться к танцорам, двигаться в едином для всех ритме. Танцы гораздо интереснее исполнять, а не наблюдать со стороны. Как заметил американский танцор Тед Шон, это единственное искусство, материалом для которого служим мы сами. Греция Сиртаки Как ни странно, но танец, ставший одним из символов Греции, вовсе не народный, хотя и прикидывается таковым. Появился он в 1964 году благодаря сообразительности и нахальству американского актера Энтони Куинна, очень удачно (вернее, неудачно) сломавшего ногу во время съемок фильма «Грек Зорба». Куинну, игравшему роль того самого Зорбы, по сценарию требовалось станцевать что-то национальное, а поскольку никаких прыжков и энергичных движений он со сломанной конечностью совершать не мог, пришлось сымпровизировать: композитор Микис Теодоракис написал более медленную музыку, а актер исполнил под нее номер собственного сочинения, подволакивая ногу. Когда режиссер выразил сомнение, Куинн заверил его, что странная пляска — старинный танец сиртаки (в переводе с греческого — «касание»), то есть самого что ни на есть народного происхождения. Надо признать, что некоторые движения действительно позаимствованы из подлинного хореографического наследия Эллады, в частности из древнего танца хасапико, который появился еще в 800–1000 годах в Константинополе. Члены профессиональной гильдии мясников (среди них чаще всего попадались греки, албанцы, сербы и румыны) отплясывали его на своих национальных праздниках, встав в круг и положив руки друг другу на плечи. Был в Греции и старинный танец сиртос, особенно популярный на свадьбах. Именно его мелодия лежит в основе большинства народных песен, а рисунок тот же — первый танцор ведет за собой остальных. Откуда растут ноги у изобретения Энтони Куинна, понятно. Удивительно то, что созданный им гибрид по популярности сильно обогнал своих предков — стал известен и любим во всем мире, даже греки приняли его «за своего» и теперь охотно танцуют на праздниках. Чтобы посмотреть на это зрелище, нужно идти в таверну бузуки, где по вечерам музыканты играют национальные мелодии. А в Греции так уж принято: если зазвучала танцевальная музыка, следует встать и плясать. Отвертеться вряд ли удастся — вас наверняка затянут в общий хоровод. Турция Танец живота Вопреки распространенному мнению для исполнения этого восточного танца вовсе не требуется сперва наесть себе живот посолиднее. Да и вообще, «анатомическое» название придумали европейцы: в 1893 году, когда шоу с восточными танцовщицами впервые привезли на гастроли в Чикаго, на афишах красовалось французское словосочетание Danse du Ventre, придуманное продюсером. Позже появилось и прижилось английское Belly dance. С древнейших времен этот танец исполняли не только в Турции, но и практи­чески во всех восточных странах, так что корни беллиданса ищут и в тради­циях Древнего Египта, и в храмовых риту­алах Индии, и в цыганских плясках. Истина где-то посередине — за прошедшие века в танце живота переплавились элементы, позаимствованные у разных народов и культур, так что стилей его существует великое множество: ливанский, персидский, марокканский, бухарский… Некоторые исполнители используют всякие аксессуары: лампы и подсвечники, сабли и кинжалы, платки и покрывала. Кстати, танец семи покрывал, который (по версии Оскара Уайльда) продемонстрировала Саломея царю Ироду, тоже является одной из разновидностей танца живота. Если по поводу происхождения танца существует несколько версий, то насчет предназначения никаких вопросов не возникает: раз техника основана на движениях бедрами, значит, родился он из древних ритуалов, посвященных божеству плодородия Богине-Матери. Старые языческие культы сменились новыми религиями, а танец остался, постепенно утратив свой сакральный смысл и превратившись просто в красивое действо. Практическая польза, впрочем, тоже имелась: женщинам мусульманских стран он неплохо заменял аэробику и даже помогал подготовиться к будущим родам. При этом, как ни странно, беллиданс на Востоке теперь исполняют и мужчины — в несколько измененном варианте. Вот они, результаты борьбы за равноправие полов. Гавайские острова Хула На первый взгляд этот танец такой же легкомысленный, как и все, что ассоциируется у европейского человека с Гавайями. Но у гавайской хулы очень даже серьезное происхождение — когда-то она была частью религиозных церемоний, прославляющих языческих богов. В те далекие времена исполнять «танец разжигания внутреннего огня» (примерно так переводится его название) дозволялось далеко не каждому островитянину: существовали специальные школы, где премудрости хулы ученики постигали под надзором строгих наставников. Считалось, что ошибки в ритуальном танце могут навлечь на окружающих всевозможные несчастья. Помимо сакрального смысла у хулы было и практическое назначение: жители Гавайских островов не имели письменности и с помощью танца, мимики, волнообразных движений ладонями и специальных песен, сопровождающих действо, передавали из поколения в поколение свои легенды о сотворении мира. Ситуация изменилась в XIX веке, когда на Гавайи приплыл Кук, а следом потянулись протестантские миссионеры, которым хула, как и вся языческая культура, не понравилась. В итоге власти, проникшиеся религиозными чувствами, пляску запретили, и ей светила нерадостная участь быть забытой навсегда. Но один из последних местных правителей — Калакауа, получивший от подданных прозвище Веселый Монарх, заступился за древнее искусство: при нем хула ожила, появились новые школы. Примерно тогда же танец разделился на два направления: kahiko — древняя хула (с религиозными песнопениями, традиционными костюмами и барабанами) и auana — новый стиль. Веяния времени привели к тому, что в песнях все чаще стали звучать понятные иностранцам английские слова, да и вообще пение отошло на второй план, уступив главную роль танцевальным движениям. Чем больше туристов приезжало на острова, тем быстрее хула распространялась по миру — вместе с модой на вечеринки в гавайском стиле, гавайские рубашки и серфинг. Постепенно хула и протестантская церковь помирились и даже объединились: подкорректированный вариант древнего религиозного танца, выражающий преклонение перед Всевышним, теперь можно увидеть во время рождественской и пасхальной службы в местных христианских храмах. Конечно, без всяких там покачиваний бедрами и легкомысленных юбочек с разрезами, зато под аккомпанемент гавайской гитары! Ирландия Джига По элементам народного танца обычно легко понять, в какой местности он появился. Ведь крестьяне, не располагавшие танцевальными клубами и бальными залами, по случаю праздников собирались на открытом воздухе и вынуждены были как-то греться на морозе. Поэтому в странах с холодным климатом пляски более быстрые, с прыжками и притопами. Вот и древние обитатели Ирландии выдумали для своих танцев огромное количество разнообразных приставных шагов (некоторые из них теперь хорошо знакомы любителям степ-аэробики). Один из самых старинных и популярных ирландских степ-танцев — знаменитая джига. Правда, сейчас слово «степ» у многих ассоциируется с чечеткой и стуком твердых каблуков по полу. В старину обитатели Зеленого острова так громко не топали, наоборот, частенько обували мягкую обувь. Есть даже особая, «тихая» разновидность национальной пляски — скользящая джига. Ирландский танец состоял из определенного набора элементов, рассчитанных на восемь музыкальных тактов, — вот такие элементы и именовались шагами. В наши дни премудростям джиги всех желающих обучают в танцевальных школах, а когда-то осваивать ее ирландцам приходилось подпольно: английские власти долгое время запрещали национальные танцы, как и другие проявления кельтской культуры. Да и церковь не одобряла бесцельного размахивания руками и ногами. Есть версия, что именно в попытках найти компромисс со строгими церковниками танцоры и ввели традицию во время исполнения джиги держать руки совершенно неподвижно. Но, несмотря на всевозможные притеснения, в Ирландии все-таки продолжали танцевать. Лучшие школы создавали свои разновидности джиги и устраивали соревнования. Причем больше всего ценили не артистизм исполнения, а сложные комбинации из шагов и прыжков — не искусство, а чистый спорт. Сам танец древний и национальный, а вот название его произошло или от французского gigue (маленькая скрипка, подарившая имя сначала мелодии, а уж затем движениям, которые под нее выделывали ногами), или от итальянского giga (короткая музыкальная пьеса). Кавказ Лезгинка За право присвоить себе древний танец до сих пор спорят аварцы, дагестанцы и осетины — ведь лезгинку охотно отплясывают жители станиц и аулов по всему Кавказу. И то, что в России она именуется в честь лезгинской народности, ни о чем еще не говорит — лезгинами раньше называли чуть ли не всех кавказцев. Истоки лезгинки, разумеется, кроются в глубокой древности, а ее «родители» — тотемические обряды. Среди представителей фауны жители гор больше всего уважали орла и тура, их же частенько считали покровителями племени. У этих животных и позаимствовали рисунок танца. Ну с орлом понятно: танцор встает на кончики пальцев, гордо раскидывает руки, движется по кругу — хореография вполне узнаваемая. С туром сложнее: хотя некоторые исследователи уверяют, что вытянутая в сторону рука танцующего символизирует рог, у современного зрителя при виде отплясывающих лезгинку джигитов никаких ассоциаций с горными козлами не возникает. Разве что множество прыжков и подскоков связано с образом рогатого парнокопытного. Каково бы ни было происхождение этого танца, он до сих пор популярен. Чтобы увидеть лезгинку, вовсе не обязательно покупать билет на выступление фольклорного ансамбля. Во многих поселках Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии молодежь по вечерам вместо посещения дискотеки развлекается исполнением «хореографического наследия». Раньше на Кавказе для репутации настоящего джигита умение сплясать лезгинку было так же необходимо, как мастерство держаться в седле. И еще вопрос, что легче: попробуйте станцевать в сумасшедшем темпе на мысках, удерживая великолепную осанку! Не зря Дюма-отец когда-то заметил, что для этого танца нужно, «чтобы в каждой ноге сидело по тысяче чертей». Лезгинку относят к боевым танцам: отсюда и быстрый ритм, и элементы приемов джигитовки. Правда, речь идет о мужском варианте, а ведь есть еще и женский танец, и парный. В последнем исполнители разыгрывают целое представление: партнерша демонстрирует желание уйти, партнер всячески старается ее остановить, но не должен к ней прикасаться. Говорят, появилась эта традиция в древности, когда с приличной кавказской девушкой посторонний мужчина и заговорить-то не мог. Оставалось общаться с помощью взглядов и движений страстного танца. Испания Фламенко Полное название старинного испанского танцевального стиля — cante flamenco. Слово «канте» хоть и обозначает дословно «пение», но подразумевает все традиционные составляющие искусства фламенко: песню, танец и игру на гитаре. А вот вторая часть термина, видимо, была позаимствована у кочевавших по Андалузии цыган, которые именовали себя flamencos. Танцевать цыгане любили, но теперь уже не очень понятно: то ли они подарили испанцам свои танцевальные традиции, то ли сами позаимствовали испано-мавританскую музыкальную культуру и слегка ее переосмыслили. Популярным стиль cante flamenco стал в XVIII веке — именно тогда зажигательные пляски перебрались из цыганских таборов в таверны и на городские улицы. Для испанского танца требуются танцор и гитарист. Кроме того, костюм должен быть правильный. Мужчинам полагаются темные брюки, белая рубашка с широкими рукавами и широкий пояс. Женщинам — платье bata de cola с длинным подолом, украшенным множеством оборок, а иногда еще и шаль. И, конечно, каблуки, которыми отбивают ритм. На танцевальных шоу нередко можно увидеть исполнителей с веерами и кастаньетами, но в традиционном фламенко их не приветствуют. В нем важно продемонстрировать пластику рук и выразительные движения кистей, а посторонние предметы только мешают. Для cante flamenco необходимо обладать duende, иначе ни платье, ни каблуки не помогут. Словом «дуэнде» испанцы обозначают целый спектр понятий: страсть, чувственность, огонь, вдохновение — в общем, все то, что один из персонажей фильма «Девушка без адреса» называл куражом. Нужно не просто освоить хореографию, но и уметь импровизировать. Поэт Гарсиа Лорка говорил, что в танцорах в такие минуты просыпается необузданный демон-дуэнде, превращающий танец в магию. Поэтому настоящее фламенко нельзя понять по видеозаписям — его можно оценить, только воочию наблюдая за артистами, чувствуя их энергетику. Лучше всего знакомиться с этим искусством на его родине, в Испании, благо возможностей предостаточно: в стране проводят множество фестивалей. Крупнейший из них — Bienal de Flamenco — проходит в Севилье: в течение месяца на сценических площадках города выступают самые известные танцоры, певцы и гитаристы. Бразилия Самба К самбе, пожалуй, лучше всего подходит определение, данное когда-то Бернардом Шоу танцам, — «перпендикулярное выражение горизонтальных желаний». Сейчас «благопристойный» вариант латиноамериканской хореографии входит в программу спортивных бальных танцев, но изначально самба была частью бразильского карнавального шествия, немыслимого без атмосферы зажигательного веселья, флирта и эротического подтекста. Отсюда характерные движения — своеобразные колебания корпуса и вращение бедрами. И особые шаги сopacabana: ведь раньше исполнители карнавальной самбы перемещались по улицам вместе с праздничной процессией. Считается, что многие элементы самбы привезли в Южную Америку африканские невольники. Исповедующие католицизм испанцы пытались бороться с «непристойными плясками», но потерпели сокрушительное поражение: в XIX веке танец из уличных шествий перекочевал в дома приличных горожан, где был «пригвожден к месту» и стал парным. Точное происхождение названия samba неизвестно — иногда его корни ищут в африканском слове «сембу» («заклинание»), а порой вспоминают бразильское zambo («ребенок-мулат»). Постепенно «дитя смешанных кровей» завоевало Старый Свет, в чем помог и кинематограф. Известный танцор Фред Астер исполнил латиноамериканский танец Carioca в фильме «Полет в Рио». В результате к середине XX века самбу, слегка причесанную и стандартизированную, стали охотно исполнять в разных странах мира. Впрочем, «южноамериканский вальс» не слишком сопротивлялся — он легко подстраивался под запросы публики. На основе его ритмов родились и новые танцы, например ламбада и макарена. Да и сама самба существует во множестве вариантов. Чтобы увидеть их все и прочувствовать подлинный национальный дух знаменитой пляски, нужно отправиться на бразильский карнавал — самбу и сейчас называют душой этого красочного действа. Автор: Анна МАКАРОВА "Туризм и отдых" №44 03.11.2008 Тема: , , , , , Материалы по теме

Полезно для мамуси