Как учить ребенка общаться?

Как учить ребенка общаться?
    Обсуждаем вопросы:
  • Я – САМ
  • Эти ловкие пальчики
  • Что такое сенсорика и моторика?
  • Третий год жизни ребенка – второе полугодие
  • Развитие: шаг за шагом
Общению надо учить, показывая ребенку приемы установления контакта. Например, научить знакомиться: называть свое имя и спрашивать имя других детей. Сообщите ребенку, как можно начинать разговор: фразы «давай играть вместе», «покажи мне свои игрушки», «давай меняться» и другие обороты речи. Потренируйтесь с ребенком рассказывать о себе: «Меня зовут Петя, я живу в этом доме, у меня есть машинки, я люблю играть в мяч».

Типичные ошибки родителей

Передавать ребенку свою озабоченность, недовольство, сообщать ему таким образом: у тебя проблема, ты не в порядке. Понятно, что родителями движут благие намерения, они хотят помочь своим детям. Но в данном случае лучше придержать воспитательный пыл и отнестись внимательнее к особенностям характера ребенка: в них скорее всего заключается основная трудность, а не вина ребенка. Подталкивать ребенка к общению в надежде, что он привыкнет или пересилит себя. Игнорировать страхи и сопротивление, не замечать трудностей в общении, пытаться заставить его взять этот барьер рывком, навязывать ему общение с окружающими. Такое может происходить в виде понуждения: «хочешь с мальчиком поиграть – пойди и спроси сам, как его зовут». Если ребенок сам к этому не готов, если все происходит слишком быстро для него, если от него требуется больше, чем он может, результат может оказаться плачевным: заговорить с незнакомцем он не сможет, а это еще раз подтвердит его страхи и неуверенность в себе.

Показывать свое разочарование: «Ну что же ты такой, вон все дети играют вместе, а ты…». Это самый болезненный удар, который может быть нанесен по самооценке ребенка. Ведь родители – главные люди в его жизни. И если он расстроил маму, то это угнетает еще больше, чем собственные неудачи. Такой груз разочарования и нелюбви к самому себе не по силам ребенку. Последствия такого родительского поведения – усиливающийся страх общения.

Что нужно делать

Внимательно относиться к переживаниям ребенка, уважать его право выбора: общаться или нет. Смысл родительского влияния состоит в том, чтобы стимулировать ребенка решиться на контакт добровольно, без принуждения извне.

Предоставлять ребенку возможность для посильного участия во взаимодействии с другими детьми. Пусть это будет сначала только наблюдение за играми других детей или игра в одиночестве в стороне, но в пределах видимости. Ребенку надо дать время привыкнуть к обществу и самому потом устанавливать безопасную для себя дистанцию – в буквальном смысле расстояние до других детей. У ребенка должна быть своя скорость, инициатива здесь должна быть в его руках.

Наблюдать за поведением ребенка, отмечая в нем проявления интереса к происходящему. Быть может, вы заметите, как он копирует действия или игры других детей. Это хороший признак. В этом случае стоит начать рассказывать своему ребенку о том, в какую игру играют дети, рассказывать о правилах игры и даже, по желанию ребенка, сыграть с ним в ту же самую игру. Таким образом, вы проводите с ним настоящий тренинг общения.

Хвалить ребенка, когда он решается на какое-то новое для себя действие, связанное в развитием навыков общения, например, соглашается поиграть с вами «по-новому, также как те детки». Ребенок получит позитивные впечатления от своего опыта общения, каким бы маленьким он ни был. И в этой похвале – залог его дальнейших усилий по преодолению своей робости и своего страха. Не торопиться, а следовать за ребенком, за его темпом продвижения в общении. Решившись на какой-то прорыв в процессе установления контакта с другими детьми, робкий ребенок может сделать шаг назад и опять начать робеть. Ребенку нужно дать столько времени, чтобы собраться с силами и снова решиться на очередной «подвиг», сколько ему потребуется.

Проявлять терпение, не теряя веры в способности своего ребенка. Действовать в соответствии с изложенными выше правилами. Не забывать соблюдать принцип добровольности общения и хвалить ребенка: «Ты молодец, вчера у тебя здорово получилось познакомиться с мальчиком, когда ты захочешь, ты снова с ним поговоришь». Учтите, что ваша интонация воспринимается ребенком даже лучше, чем слова. Если ребенок почувствует разочарование в вашем голосе, то похвала не подействует.

И, наконец, преодолеть свою стеснительность – в этом вам пригодятся все те же правила.

Тема: , Материалы по теме
Полезно для мамуси