Методика Монтессори: Свободные дети и наблюдательные взрослые

Методика Монтессори: Свободные дети и наблюдательные взрослые
Мария Монтессори (1870–1952) – итальянский врач, психолог, педагог и философ, разработала метод, в основе которого лежит идея саморазвития личности. Система Монтессори обрела последователей по всему миру и превратилась в одно из крупнейших направлений в педагогике. В центре внимания – ребенок с его индивидуальными потребностями, уникальной и неповторимой жизнью. Его обращение ко взрослому (к учителю) «Помоги мне это сделать самому» является ключевым в педагогике Монтессори. Ребенок познает окружающий мир в индивидуальном темпе, через чувственный опыт в условиях, когда ему предоставлены свобода выбора, движения и деятельности.

Немного истории

Свою педагогическую карьеру Монтессори начинала, работая с умственно отсталыми детьми, сиротами и в домах ребенка. К слову сказать, именно этот факт часто вспоминают противники системы Монтессори. Они используют его в качестве доказательства неприменимости такого опыта в работе со здоровыми детьми. Но сторонники Монтессори смотрят на это иначе. Дети с проблемами более естественны в своих реакциях, их труднее заставить что-то сделать вопреки их воли. Чтобы успешно учить таких детей, надо быть творческим и чутким человеком. Малышей с проблемами в развитии интеллекта невозможно заставить выучить – им можно только дать прочувствовать и сделать самостоятельно. Работая с этим малышами, Мария Монтессори, сознательно не использовала в общении с ними «повелительного наклонения», с самого раннего возраста предоставляла волю их самостоятельным действиям, уча доверять собственным, особым, глубоко личным ощущениям.

Педагоги по ее мнению – это только помощники, которые создают подготовленную для саморазвития и самовоспитания ребенка среду, а также исследователи-наблюдатели: «Если научной педагогике суждено родиться из изучения личности, то это изучение должно заключаться в наблюдении свободных детей».

Впервые в Россию идеи педагогики Монтессори завез из Лондона еще в 1913 году ученый-физик В.В. Лермонтов. И уже в 1914 году Юлия Фаусек открыла первый детский сад, затем аналогичные сады стали появляться в разных российских городах. А в 1917 году было создано Российское монтессорианское общество. Однако во времена повального коллективизма призыв к гуманной, ненасильственной педагогике звучал по меньшей мере странно. Государственный ученый совет в 1926 году принял решение закрыть все монтессори-заведения, объясняя это тем, что система не годится для единой трудовой школы, потому что не учит труду, а дидактический материал не рассчитан на коллективную работу.

Затем в России случилось второе пришествие этого метода. В 1991 году на международный педагогический фестиваль в Крыму приехали учителя из Голландии и Германии с чемоданами, полными бусинок, коробочек и шершавых табличек, которые помогают детям в разных странах осваивать мир самостоятельно и с увлечением.

Сначала в Москве, а потом и в других городах стали открываться сады и даже начальные школы, в которых была создана развивающая среда из классических монтессори-материалов.

Игра или работа?

Если вы заглянете в монтессори-группу в России, картина там будет почти такой же, как и в большинстве аналогичных мест в Нью-Йорке, Амстердаме или Токио. Дети складывают на ковриках розовую башню, обводят пальчиками шершавые буквы на табличках, моют посуду или… слушают тишину.

Монтессори-группа отличается от традиционной детсадовской по многим параметрам. Например, все пространство поделено на несколько четко определенных функциональных зон. Вы вряд ли увидите много обычных детских игрушек – плюшевых зверей, машинок или кукол. Даже если они и есть, то лежат, как правило, невостребованными – ведь по одному из основных монтессори-принципов, ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, так вот до привычных игрушек дело доходит очень редко.

Вообще дети часто рушат наши устоявшиеся представления о положении вещей. Один из наиболее опытных российских монтессори-педагогов Елена Хилтунен отмечает: «Внимательно наблюдая за свободной деятельностью малышей, мы, вслед за Марией Монтессори, выдвигаем «крамольную» гипотезу о том, что не игра, а что-то другое является основным видом деятельности ребенка. Мы называем это – свободной работой».

Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого и занимаются каким-то одним делом, в монтессори-садах преобладает именно свободная работа – каждый малыш выбирает, чем именно ему сейчас хочется заняться. Вполне возможно, несколько детей увлеченно работают с шершавыми табличками, обводя пальчиками буквы и подготавливая таким образом руку к письму. Кто-то несет на подносе собранное из бусин число 457. А кто-то тихонько ушел на кухню, взял поднос с кувшином и переливает воду из одной емкости в другую (педагоги вообще замечают, что дети очень любят упражнения, которые имитируют действия, часто совершаемые в обычной домашней жизни). Воспитатель наблюдает и в случае необходимости приходит на помощь.

Многие спросят: как же сохранить порядок, дисциплину в группе, где каждый из 10–15 детей занят своим делом? Монтессори-педагоги отвечают просто: детей дисциплинирует сама свободная работа.

Вот «три кита» системы Монтессори

1. Знание возрастных особенностей ребенка на каждом этапе его развития. 2. Создание специальной развивающей среды для свободной работы. 3. Разновозрастные группы.

Немного подробнее о каждом из принципов. 1. Периодизация

Монтессори подчеркивала, что, конечно, можно добиться результатов в развитии малыша и не обращая внимания на соответствующие периоды его роста, но на это от нас потребуется гораздо больше усилий, труда и напряжения.

Периоды повышенной восприимчивости к различным видам деятельности Мария Монтессори называла «сенситивными». Так, она заметила, что научить ребенка порядку легче всего от 2 до 4 лет. Четырехлетние дети очень любят копировать, а значит, и без труда начинают писать. С 4 до 5 – самое время для обучения чтению, после 6 лет ребенок становится исследователем окружающего мира, а с 9 лет из исследователя-экспериментатора превращается в маленького ученого, который не только с удовольствием и увлечением ставит опыты, но и анализирует их.

2. Подготовленная среда

Это условие – создание определенным образом организованной среды – смыкается с понятием свободы. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем, а самостоятельность – основа человеческого достоинства. Однако свобода – это не вседозволенность, не отсутствие границ. Монтессори говорила о свободе целенаправленной деятельности и познания.

В монтессори-садиках даже самые маленькие дети понимают, что нельзя чувствовать себя комфортно, мешая другим людям.

Удивительно видеть малышей, которые сконцентрированы на каком-то определенном действии, будь то взвешивание фасолинок, собирание бусин или работа с геометрическими рамками и вкладышами.

Монтессори-педагоги убеждены, что ребенок воспринимает мир как одно целое. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят сделать опыт по физике, расскажут про звезды. Задача взрослых – дать детям инструменты для самостоятельного познания мира.

Если ребенок знаком с материалом, педагог просто наблюдает со стороны, понадобится ли его помощь. Если же дети сталкиваются с чем-то впервые, взрослый обязательно «презентует» материал, четко поясняя функции предметов и способы обращения с ними. А потом снова становится наблюдателем, предоставляя малышу возможность быть исследователем, творцом и ученым.

Классический набор монтессори-материалов уже давно неизменен. Эти материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости ребенка (о чем мы писали выше). Правильное восприятие, по Монтессори, не в том, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а в том, чтобы связать приобретенный опыт в единое целое.

Кстати, в подготовленной среде ребенок естественным образом знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как, например, категория пространства. И это происходит не только с помощью осознания того, что у каждого материала в группе есть свое место, но и когда малыш раскатывает коврик для работы и тем самым обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя. Ведь в группах Монтессори дети не сидят по нескольку человек за партами, каждый занят своей работой, сидя на персональном коврике или за небольшим столиком. Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга.

3. Разновозрастные группы

Это третий непременный принцип монтессори-групп. Поначалу многих родителей (особенно российских) это очень смущает. До тех пор пока не становятся очевидными плюсы такого подхода: младшие тянутся за старшими, развиваясь гораздо быстрее; а старшие самым естественным образом привыкают заботиться о малышах, опекать их. То есть начинают работать принципы большой семьи, что так важно сейчас, когда в большинстве семей растет только один ребенок.

Главное – атмосфера

И еще. Нельзя не сказать об одном важном моменте – во многих группах вместе воспитываются как здоровые дети, так и те, кто имеет какие-либо отклонения в развитии. Система Монтессори универсальна, она позволяет максимально развивать возможности как здоровых, так и больных детей. С проблемными малышами, как правило, дополнительно занимаются дефектологи, логопеды и психологи. А для здоровых ребят общение такого рода немаловажно – воспитывается душа, дух, закладываются основы нравственности, добросердечия и сопереживания.

В настоящей, по всем правилам организованной монтессори-группе, взрослые и дети живут в атмосфере добра, любви, взаимопомощи. Даже самые маленькие стараются доводить начатое до конца, уважать чужой труд, выполнять договоренности, опекать того, кто пока слабее. Как считает Елена Хилтунен, это достигается не только условием разновозрастной группы детей или свободой их в рамках сада или школы, но и общими для всех правилами жизни в сообществе, которые постепенно становятся нравственным стержнем ребенка, его совестью.

Пять обучающих зон

Типичное обучающее пространство в монтессори-группе состоит из пяти основных зон.

1. Зона жизненной практики – все упражнения и материалы здесь направлены на то, чтобы помочь ребенку научиться заботиться о себе, (застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить и резать овощи и фрукты, сервировать стол, стирать какие-то свои мелкие вещички, просеивать муку). Конечно, все это осуществимо и дома, но чаще всего родителям легче сделать все самим, чем доверить малышу. А в группах Монтессори дети услышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом.

Упражнения практической жизни включают себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – всем тем, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций. Кстати, все предметы, которыми пользуется ребенок, – настоящие, а не игрушечные. Ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол стеклянный кувшин, разлетаясь на мелкие кусочки, и вода разливается по всему полу, ему очевидна совершенная ошибка. Ребенок сам искренне расстроен, и учителю нет необходимости ругать или наказывать его – и в этом работает еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок.

2. Зона сенсорного развития: с помощью материалов, находящихся здесь, ребенок развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов и развить мускульную память.

3. Зона математического развития – поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу. Основной материал – это набор бусин. В коробке лежат десять одиночных бусин, затем – нанизанные на проволочки десять бусин (десятки) и проволочки, скрепленные по 10 вместе (сотни). Очень быстро дети от счета в пределах десятка переходят к арифметическим действиям с двузначными и трехзначными числами.

4. Зона языкового развития – без этого, конечно же, невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Для занятий по подготовке к письму существуют также таблички с шершавыми буквами из «песочной» или бархатной бумаги. Сначала дети обводят буквы пальчиками (великолепная тренировка мелкой моторики рук), чтобы потом уже писать их карандашом. Иногда малыши играют, завязывая глаза и пытаясь определить букву на ощупь.

5. Зона космического воспитания – наиболее необычная область монтессори-среды. Очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира. Пусть вас не смущает слово «космос» – это не просто рассказ о планетах и звездах, понятие космоса включает в себя все, что окружает человека. Благодаря специальным материалам и упражнениям малыш узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин. Например, дети каждый день вешают шнурки на календарь времен года, визуально отмечая длину прожитого отрезка. Представления о четырех земных стихиях формируются с помощью упражнений с такими предметами, как фонарь, лампа, коробок спичек, свеча, спиртовка, баночки с водой и с землей – дети проводят простейшие опыты с ними.

Тема: ,
Полезно для мамуси