Масару Ибука: советы непрофессионала

Масару Ибука: советы непрофессионала
Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно», никогда не был профессиональным педагогом. Имя этого человека стало известным благодаря его участию в создании фирмы Sony, где талантливому инженеру и изобретателю пришлось продемонстрировать свои интеллектуальные и организаторские способности. Видимо, жизненный успех Масару Ибука и внушает доверие миллионам родителей, с которыми выдающийся японец решил поделиться своими размышлениями о воспитании детей. Суть его теории проста: именно до трех лет, когда человеческий мозг развивается наиболее быстро, малыш лучше всего приспособлен к усвоению разнообразных навыков и знаний.

Следовательно, родители оказывают своему чаду медвежью услугу, если стараются до детсадовского возраста не утруждать ребенка никаким обучением (успеет еще, пусть пока погуляет и т.д.) Такой взгляд, по мнению Ибука, ошибочен хотя бы потому, что до трех лет малыш не испытывает сильных перегрузок от какой бы то ни было полезной информации, наоборот, учится ребенок буквально играючи.

Освоение иностранных языков, обучение игре на скрипке, тренировка по различным видам спорта – все это удается крохам гораздо легче, чем тем, кто решил приступить к таким занятиям позже. О результатах раннего обучения говорят приведенные автором примеры: мальчик, родители которого регулярно беседовали с ним и между собой на английском языке, уже в полтора года говорил на нем бегло и уверенно. Ибука сожалеет о том, что сам начал изучать английский только в школе и, упражняясь вот уже несколько десятилетий, так и не смог освоить его в совершенстве.

Любопытно, что такое блестящее обучение в юном возрасте связано, в первую очередь, с колоссальными возможностями памяти малыша. Ученые доказали: дети школьного возраста могут точно повторять информацию, которую получили в младенчестве, воспроизводя даже ошибки взрослых. Например, если ребенок фальшивит, напевая незатейливую песенку, услышанную в детстве от мамы, то, скорее всего, у матери был неразвит музыкальный слух, и она сама искажала мелодию.

А значит, малыш лишь безошибочно повторил эти искажения. Ведь от рождения до трех лет дети не знают, что правильно, а что неправильно, они лишь имеют представление о том, с чем уже сталкивались. Именно поэтому Ибука не рекомендует матерям, начисто лишенным музыкального слуха, петь своим малышам и, соответственно, передавать им свои ошибки в воспроизведении мелодии – пусть лучше ребенок слушает качественно исполненную музыку на диске. Это же относится и к обучению другим искусствам.

Если родители хотят воспитать в ребенке талант, не присущий им самим, значит, необходимо привлечь специалиста (художника, хореографа, или, например, химика), действия которого могут послужить достойным примером для формирующихся навыков малыша.

Ребенок может и готов учиться всему, поэтому взрослым стоит творчески подойти к этому вопросу и дать волю фантазии: произведения литературных классиков, диски с развивающими компьютерными программами, открытки с изображениями архитектурных шедевров, аудиозаписи английской, китайской или польской речи – все это способно пробудить интерес у малыша и помочь ему вырасти гармоничным, интеллигентным человеком.

Тема: ,
Полезно для мамуси