Музыкальный момент

Музыкальный момент
“Заниматься” с дочкой музыкой я начала еще до ее рождения: когда я была на 5-6 месяце беременности, меня неудержимо начало тянуть в концертные залы. Не пропускала ни одного мало-мальски стоящего концерта ни в филармонии, ни в консерватории, да и дома по несколько часов просиживала за инструментом (хотя я по образованию не музыкант, но, как говорится, “мы все учились понемногу…”). Могу на своем опыте подтвердить всем известные данные, что еще не появившийся на свет ребенок слышит и реагирует на музыку, – меня пинали в печень под “Большой полонез” Шопена, тихонько барахтались под “Зиму” Вивальди и возмущенно трепыхались, когда я разбирала “Музыкальный момент” Рахманинова. Со временем я определилась со вкусами малыша и мы с удовольствием слушали Моцарта, Шопена, Баха и Вивальди.

После рождения первые месяцы я включала музыку во время бодрствования – тихонько, фоном. Или занималась под нее гимнастикой. Так музыка вошла в нашу жизнь, стала нашим другом.

Как только Варя подросла и начала не только ходить, но и пытаться танцевать, она сразу выбрала себе любимые кассеты и диски. К моему изумлению, больше всего ей понравилось… “Искусство фуги” Баха – сложное, трагическое произведение, во время написания которого композитор скончался. Мы же под эту ритмичную, многоголосую музыку с удовольствием топтались посередине комнаты, махали руками и радовались. Бабушку и дедушку, профессиональных музыкантов, это приводило в трепет. Время летело, и мы перешли к более сложным занятиям, которые продолжаем и по сей день, причем не только дома, но и в группах нашего центра, где нашим самым маленьким ученикам – 7 месяцев, а самым старшим 4 года.

Собственно занятие состоит из нескольких перетекающих друг в друга частей, чтобы малыш не уставал только сидеть или только двигаться. Сначала – самое сложное, требующее концентрации внимания и желания работать. Конечно, хорошо бы иметь под рукой музыкальный инструмент – хотя бы металлофон, иначе практически невозможно будет учить малыша различать разные по высоте звуки. Начинаем с самого большого интервала – октавы (от одной одноименной ноты до другой: соль-соль, ми-ми, до-до), при этом надо обязательно ввести “картинку”: вот сидит внизу большая птичка и поет – чик-чирик, чик-чирик. А наверху сидят ее детки и поют тоненькими голосами – чик-чирик, чик-чирик. Такие игры нужно разработать для каждого интервала: например, для сексты (до-ля) – качели (вверх-вниз), для кварты (до-фа) – труба (тара-ра, тара-ра), для терции (до-ми) – колыбельная (баю-баю). Чтобы закрепить слуховую работу мышечной, работаем ручкой малыша – ритмичные движения согнутой в локте рукой от себя на уровне диафрагмы. Первое время, конечно, ребенок будет просто впитывать все, что вы с ним будете делать – занятия будут пассивными, но именно в тот момент, когда вы решите, что толку никакого от этого нет, он начнет выдавать все услышанное.

Поэтому не расстраивайтесь, если после первых же попыток малыш соскочит с коленей и побежит к своим машинкам-куклам. Со временем продолжительность увеличится сама собой (например, у нас один мальчик с радостными воплями убегал после первых же ноток в течении трех занятий, а на четвертом уже пел и махал ручкой).

Развивайте и чувство ритма – прохлопывайте в ладоши все слова любимых песенок (возьмите по строчке из самых знакомых: Антошки, Чунга-чанги…, но могу посоветовать больше использовать фольклор – Тень-тень-потетень, Ходит зайка по саду, По малинку в сад пойдем).

По продолжительности эта часть должна занять столько же времени, сколько вы потратили на прочтение этой части моего рассказа – иначе малыш утомится и заскучает. Поэтому начинайте двигаться. Заранее подберите несколько небольших классических произведений, которые вам будет по силам прослушать до конца: что-то из Времен года Вивальди, Карнавала животных Сен-Санса – на ваше усмотрение, но постарайтесь, чтобы музыка была характерная. И проработайте ее движением и танцем – летят бабочки, распускаются цветы, лебедь машет крыльями… Покажите малышу, сколько эмоций скрыто в одном небольшом произведении – и радость, и страх, и волнение, и нежность, и любовь… И он, глядя на вас, будет повторять движения, придумывать сюжеты.

Я не согласна с тем, что ребенок должен учиться слушать музыку, сидя – во-первых, большая часть классических произведений когда-то была танцами (полонез, алеманда, куранта, не говоря уже о вальсе), а во-вторых, танец – естественный для ребенка способ познания музыки, сидя, он тут же потеряет к ней интерес. Если же вы боитесь, что после таких занятий не сумеете удержать ребенка в театральном кресле, могу вас уверить, что этого не случится.

Потому что, танцуя, переживая с вами музыкальные истории и сказки, ребенок учится музыку уважать. Она становится рассказчиком интересных и не очень понятных, а потому – совершенно волшебных историй.

Потом можно поиграть с ребенком в музыкальные загадки – кто как двигается, кто как говорит, нажимая на клавиши верхних и нижних октав: вот пошел большой косолапый мишка, а вот полетела маленькая бабочка, вот попрыгал зайка, а вот – потопал слон. А под конец так здорово попеть хором песни из любимых мультиков!

По продолжительности занятие должно занять не более 30 минут. Это уже в “готовом” виде, когда вы и ваш малыш, уже будете знать, зачем открывается пианино или достается металлофон. А первые занятия обычно длятся не более 3-5 минут.

Могу добавить лишь, что во время занятия не стоит разрешать ребенку пользоваться инструментом самостоятельно – если у него не получится играть так же, как у вас (а скорее всего, это так и будет), то все закончится возмущенными воплями и игрой кулаками. Пусть каждое прикосновение к клавише будет подарком, волшебством, малыш должен просить вас об этом. Если с самого раннего детства вы сумеете не просто подружить малыша с музыкой, а сделать ее прекрасным подарком, то, возможно, даже музыкальная школе не отобьет у него охоту подходить к инструменту.

Тема: ,
Полезно для мамуси