“Замки нашего двора…”

“Замки нашего двора…”
Зачем людям строить? Взрослым — чтобы жить. Ибо шалаш остался местом отдыха и подростковой романтики. А ребенку? В том числе, чтобы не плодить архитектурных монстров, когда подрастет. У владельцев «средневековых замков» на шести сотках, похоже, не было в детстве хороших строительных наборов и конструкторов, родители вряд ли уделяли много внимания их образованию.

Иначе у современников их «культурного безобразия» не рябило бы в глазах от архитектурных фантазий на бескрайних российских просторах.

Впрочем, специфические творения «нахальных денег» встречаются и на других концах света. И там в своих средневеково-рыцарских изысках человек, не связанный издержками воспитания, «отрывается» по полной программе. Укрепления с башнями и башенками, наводнившие Москву, тоже скорее материал для психоаналитика, чем для психологии развития.

Мечта о собственном замке — одна из тех, что появляются еще в раннем детстве и иногда сопровождают человека всю жизнь. Ну что же, «пространство желаний», их интенсивность и напряжение только увеличивает наши возможности. Да, не все можно предвидеть. За словом «бессознательное» скрывается и та простая истина, что за всем не уследишь. И прорывается оно, родимое, в самых неожиданных местах и не всегда подходящих для этого случаях, и складывается без нашего на то добровольного согласия. И далеко не все его воплощения — шедевр архитектурного или любого другого искусства. Но на контроль не возьмешь и на вид не поставишь. Чего, однако, и не требуется.

Родители, находясь у истоков зарождения мечты и фантазии своего ребенка, до известной степени участвуют и в оформлении облика, и в «формировании образа» этой грезы или программы. Зачастую последствия их влияния подросшим детям приходится расхлебывать вместе со своим психотерапевтом. Разумеется, у родителей есть и другие варианты поведения. Важно честно принять меру своей ответственности, полноправного и допустимого участия в нынешней и будущей жизни ребенка. Это участие должно быть в той мере, в какой оно действительно необходимо. И еще хорошо осознать: чем больше у человека волшебных замков в детстве, тем более защищен он во взрослой жизни, тем спокойнее ориентируется в сложности жизненных выборов. Что делать?

Остальное довольно просто. И выглядит почти как инструкция по взаимодействию со своим ребенком в его и вашей «зоне ближайшего развития» или как правила поведения в ней для родителей с детьми.

Лишний раз обратите внимание ребенка на красивое и гармоничное в жизни и на картинке, оберегайте от всего, что уродливо вообще, и от «агрессивной» архитектурной среды в частности. Ландшафтную архитектуру можно найти повсюду. А воскресный отдых с ребенком в красивом месте – не только удовольствие, но и весомый вклад в его развитие.

По мере сил вовлекайте ребенка в мир прекрасного во всех его проявлениях. Читайте книжки и сказки о волшебных замках и их обитателях — принцессах и принцах, Котах в сапогах и Великанах, Кощеях и Снежных Королевах и прочая, прочая, прочая… Пусть будоражат воображение и подстегивают фантазию.

Показывайте хоть в компьютерном варианте архитектурные шедевры, которые накопило человечество к приходу ребенка в мир. Рассказывайте ему о них, благо есть несложные справочники. Не пренебрегайте современным дизайном — по улицам ездят самые разные машины. Домашняя техника тоже имеет форму привлекательную или не очень.

Просто поинтересоваться «нравится — не нравится» — уже неплохо, а ответит: почему и чего бы хотелось — совсем хорошо. И не ждите, что вашему ребенку понадобится сразу «принеси то, не знаю что» или потребуется купить немедленно настоящий автомобиль «лендровер». Все куда проще: может быть, его «хрустальная мечта» — игрушечный паровоз, но «правильного» цвета и формы — то есть тех, которые ему очень нравятся.

Идеи и замыслы лучше разрабатывать в схемах и чертежах, то есть в культурной форме, выработанной человечеством, чтобы не только ты сам, но и другие — дети или твои родители — могли возводить по ним дворцы и замки. (О коммуникативной природе знака и его роли в развитии мышления и совместно-распределенной деятельности, о значении наглядного моделирования в дошкольном возрасте см. умные книжки.)

Освоить такой способ вполне реально уже в 4—5 лет. А строить по чужой схеме можно, начиная с 3-летнего возраста. Надо только начинать с усвоения замещающих обозначений. Например куб на плане, передающем вид спереди, сбоку и сверху, выглядит как квадрат. Другие геометрические тела имеют собственные проекционные изображения и т.д. Спустя некоторое время поcлe того кaк ваш ребенок научится строить по плану простейшие дома из двух-трех деталей, а вслед за ними башни и крепости повыше и посложнее, он поразит вас интереснейшими многофигурными композициями. Если, конечно, вы продолжите заниматься и преодолеете возможные трудности. Тогда ваше участие перейдет в равноправное и легитимное партнерство внутри общей Архитектурной Игры. А ребенок, возможно, снова удивит вас своим видением того, чем замок для Карабаса-Барабаса отличается от Дворца Феи или от дома, выстроенного им для самого себя, и как добро отличается от зла даже в архитектуре.

A чтобы так все и случилось, остается найти правильную книжку, которая станет вашим помощником. Сегодня это вполне реально. Например «Домашняя школа мышления» Л.А. Венгера и А.Л. Венгера будет служить вам не только для конструирования, но и расскажет, чем и как вообще можно заниматься со своим ребенком. У автора этих строк есть книжка про архитектурную школу для детей и взрослых , и она тоже вполне годится. Хорошо, если взрослый отличает одну проекцию от другой, а колонны от контрфорсов. Но даже если ваш личный опыт совсем иной, и вы с содроганием вспоминаете про «усечение куба», поверьте — может быть по-другому. Вполне вероятно, ваш ребенок совсем не похож на вас: любит не то, что нравилось вам, и интересуется тем, что вам было чуждо. Это нормально. И желательно понять это не только в связи с данной конкретной темой. Строить полезно всем: технически подкованным мамам и полным гуманитариям. Важно сохранить общую ценность созидания: придумывать, планировать и строить — хорошо, а разрушать, разбрасывать и расшвыривать — плохо. С чего начать?

Строить можно из всего: из песка и глины, из дерева и пластика, из бумаги и картона, из дешевого «Строителя» и современного дорогого конструктора, из фольги и старых коробок от молока, из пластиковых блоков для бутылок, из ивовых прутьев, пенопласта и камешков. В общем — из всего, что вы в состоянии не только купить, но и найти. Надо только придумать вместе с ребенком, а может быть, и его друзьями, как лучше использовать для столь важного дела те «богатства», что всегда под рукой.

Базовыми же являются обычные геометрические тела, хорошо знакомые всем если не с раннего детства, то из школьного курса: куб, параллелепипед, призма, цилиндр и производные от них. Наборы конструктора из совершенно одинаковых деталей тоже подойдут, но как дополнительное развлечение. Стереотипные детали лишают ребенка возможности поиска неожиданных вариантов и ракурсов. Кроме того, недостаточно конструировать только по заданным образцам, даже если собрать из «лего» большую коллекцию сооружений. На относительно большом жизненном пространстве можно создать целый город вместе с жителями и автомобильным парком — игрушечная промышленность зарубежья заставляет родителей не скупиться. Нет ничего дурного в большом количестве разных конструкторов. Но и нельзя сказать: чем больше — тем лучше. Только лишь их разнообразие не гарантирует полноценного умственного развития ребенка. «Откупиться» задорого здесь не получится.

Поможет только то, что скучно и наукообразно, но совершенно точно называется целенаправленным руководством в развитии познавательных и творческих способностей ребенка со стороны взрослого. Добровольная работа или игра — это уж как вам приятнее называть. Но думать, что и зачем делаешь, всегда желательно. Ведь не все дети сами «из воздуха» могут раздобыть интеллектуальные средства для решения различных задач. Одаренные и очень способные могут. А что делать остальным? И как не перепутать, к какой именно группе относится твой ребенок. Стремление принимать желаемое за действительное и родительские амбиции порой вносят такую путаницу в этот вопрос, что потом наверстать упущенное бывает невозможно. Да и с одаренными тоже необходимо заниматься. Они —не трава. И среди них иногда встречаются дети с трудными личностными особенностями. В этом смысле игровая поддержка взрослого всегда востребована.

На самом деле человеку сразу нужно не так много строительного материала, пусть и разнообразного. Начинать можно с 2-3-4 разных деталей. Обычно ребенком сразу используется 12—13 элементов, и это хороший показатель. Конструкции из 18—20 деталей, интересно придуманные и правильно выполненные, — «высший пилотаж». А когда ребенок начнет сам себе ставить задачи — тогда ему и вам станет ясно, сколько конструкторов надо человеку. Продолжение…

Строить можно везде — дома и на даче, в лесу, на берегу ручья. Летом на пляже у реки и моря: пещеры, города и причудливые башни из восхитительно мокрого песка; в саду из — камешков и глины, которая надежно держит форму. Крепости из снега и сверкающего всеми цветами радуги льда — зимой.

Строить и конструировать хорошо в детском саду, когда «пора» по возрасту, начиная с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. Но совсем не поздно, вполне полезно и приятно моделировать и в младшей школе. А если увлечение переросло в более глубокий подростковый интерес к техническому моделированию, к конструированию в виртуальном пространстве или к экспериментальной бумажной архитектуре, то отнеситесь к этому как можно серьезнее. Кто знает?..

Уважение взрослого к делам ребенка — основа его самоуважения и подогретого интереса к тому, чем он занимается. Это источник дополнительной мотивации сейчас и двадцать лет спустя. Конструирование и развитие

На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов. В учебниках и умных книжках для педагогов, психологов и даже для родителей часто пишут о конструктивной деятельности дошкольников. Пишут, что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы… А конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Что для родителей важнее всего в этих длинных и сложных фразах?

Попробуем разобраться, что происходит, когда ребенок строит башни и экспериментирует со свойствами объектов. Например, когда он пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание.

А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством

Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам.

Несколько слов… «о жизни вообще»

Главное для ребенка, а может быть, и его родителей — научиться придумывать и строить собственные дома и волшебные замки, создавать свои архитектурные замыслы и реализовывать эти идеи в любых доступных для этого материалах. Делать это и в прямом и в переносном смысле. Причем Воздушные Замки приветствуются не менее, чем реальный «домик из песка». В этом вы можете быть совершенно уверены. Научить человека быть в жизни архитектором: строить планы и строить по плану — великое достижение родителей, которое пригодится их ребенку на всем его жизненном пути.

Это я сказала, это я предупредила…

Развивать достоинства или устранять недостатки? Как заниматься, если не получается? Как начинать, если мама не любит строить? Сколько материала давать и что делать потом с постройками? Как переходить от одного занятия к другому? Нужны ли высокие образцы? Сколько детей можно приглашать, чтобы они строили вместе? Кто собирает то, что разбросано?

Я могу без труда набрать еще с десятка два вопросов. И, конечно, мне хочется положить в дорожную торбочку родителей как можно больше полезных советов. Но размеры журнальной статьи и нашего восприятия ограничены. Начните заниматься или проанализируйте то, что вы уже делаете. И тогда присылайте свои вопросы — постараюсь ответить. Тем более, что могут возникнуть такие, которые нельзя сегодня предвидеть. Ясно одно: без вас, ребенку не справиться.

Архитектура, эта музыка, застывшая в камне, имеет сегодня отношение к дошкольному детству. И архитектурное творчество дошкольников — дело новое. Как любил говорить кардинал Ришелье: «Что ни делается — все к лучшему, сверх всяких ожиданий» …Играйте!

Тема: ,
Полезно для мамуси