Советы по уходу за ребенком – Гигиена – 8

Советы по уходу за ребенком – Гигиена – 8
    Обсуждаем вопросы:
  • Советы по уходу за ребенком – Гигиена – 7
  • Советы по уходу за ребенком – Гигиена – 5
  • Советы по уходу за ребенком – Гигиена – 4
  • Советы по уходу за ребенком – Гигиена – 3
  • Советы по уходу за ребенком – Гигиена
  • У некоторых детей, перенесших однажды острый гнойный отит, остается (иногда на очень длительное время) дырочка в барабанной перепонке. Из-за этой дырочки – правильнее ее именовать перфорацией – у ребенка могут быть сложности и со слухом (в зависимости от ее величины), и с чувством равновесия и ориентации в пространстве (если в среднее ухо попадет холодный воздух или теплая вода), а если в среднее ухо попадут пыль или грязная вода, может опять начаться воспаление. Если врач сказал, что у ребенка есть перфорация в барабанной перепонке, вы должны очень беречь это ухо. Во время купания затыкать его ваткой, смоченной вазелиновым маслом, а на улице ставить в наружный слуховой проход сухую ватку, чтобы в ухо не проникла пыль. Сухую ватку вставляете совсем маленькую и рыхло (не плотным комком), чтобы не нарушать слух.

  • Даже если у вашего ребенка никогда не болели ушки, ему полезно время от времени делать «массаж барабанных перепонок». Такой массаж улучшает остроту слуха. Делается он в домашних условиях следующим образом (попробуйте сначала на себе): ладонями (самими ямками) зажимаете ушные раковины и делаете несколько медленных ритмических нажатий – таким образом вы воздействуете на перепонки столбиком воздуха, вы двигаете их туда-сюда. Массаж барабанных перепонок улучшает кровообращение в них, повышает эластичность, делает перепонки более устойчивыми перед воздействием инфекции. Делайте ребенку такой массаж в виде игры: себе и ему, себе и ему… Детям эта игра обычно нравится.
  • А если у ребенка раньше случались отиты, то ему непременно нужно делать такой массаж в комплексе с продуванием слуховых труб (об этом речь пойдет несколько ниже). Эти процедуры, которые не занимают много времени и которые следует делать каждый день по два-три раза, уберегут вашего малыша от нового воспаления среднего уха.
  • Нос у человека – один из важнейших органов. Во-первых, он ответственен за обонятельную функцию и одновременно принимает участие при определении вкуса; во-вторых, нос является фильтром – он очищает вдыхаемый воздух от пыли; в-третьих, он, имея богатое кровоснабжение и немалую внутреннюю поверхность, согревает вдыхаемый воздух – и тот поступает в легкие уже теплым; в-четвертых, нос увлажняет вдыхаемый воздух -и тот не высушивает легочные альвеолы… А теперь представьте, что нос у ребенка по каким-то причинам не дышит, и ребенок вынужден дышать ртом. О распознавании запахов не может быть и речи (ребенок ощущает разве что сильные запахи); ребенок вдыхает пыльный (масса микробов!) воздух; иногда воздух холодный и сухой. Сразу начинают страдать верхние дыхательные пути, бронхи и легкие. Хорошо, если обойдется без пневмонии. Всегда следите за тем, чтобы ваш ребенок дышал носом.
  • Какие могут быть причины нарушения носового дыхания? Таких причин несколько: прозаический насморк, когда слизистая носа отекает, а носовые ходы заполнены густым отделяемым; разращения аденоидов в носоглотке; сильные искривления носовой перегородки в результате травмы (родовой травмы); инородное тело в одном из носовых ходов. В зависимости от установленной причины избирается и ваша тактика. Если ребенок простужен, у него насморк, то нужно начать лечение и почаще «облегчать» нос – высмаркиваться, закапывать сосудосуживающие капли, которые пропишет врач, и т.д. Если в носоглотке сплошь аденоиды, решите вопрос, как быть с ними, с вашим отоларингологом. Быть может, вы попробуете бороться с аденоидами амбулаторно, а может, не удастся обойтись без удаления аденоидных разращений. Несомненно, что-то посоветует вам врач и при искривлении носовой перегородки, а если обнаружит инородное тело, то извлечет его.
  • Особенно в холодное время года следите за тем, чтобы ребенок во время прогулки дышал носом. У вашего ребенка насморк. А умеет ли ребенок правильно очищать нос?.. Научите его: сначала очищается одна ноздря, потом другая (не обе одновременно); таким образом ребенок высморкается тщательно. Высмаркивание – важная гигиеническая процедура. Даже если ребенок совершенно здоров, научите его высмаркиваться по утрам во время умывания. За ночь в носовой полости обязательно скапливаются и сухие корки, и слизь; они, с одной стороны, механически затрудняют носовое дыхание, а с другой стороны, могут послужить источником инфекции (ведь нос всю ночь работал как фильтр; нужно же удалить то, что он на-фильтровал).
  • Высмаркиваться следует без особого напряжения (не нужно, чтоб ребенок дул в нос до покраснения лица). Дело в том, что нос и ухо соединены между собой посредством так называемых слуховых труб. И если во время высмаркивания в слуховую трубу попадет часть слизистого отделяемого из носа, то это может привести к возникновению отита, поскольку вместе со слизью в систему слуховой трубы попадают микробы.
  • Что такое слуховая труба, и какие функции она исполняет?.. Слуховая труба – это такое анатомическое образование, узкая полость, соединяющая полость среднего уха (барабанную полость) с полостью носа. Функции у слуховой трубы довольно важные. Через трубу среднее ухо очищается (выбрасывается в полость носа, например, спущенный эпителий); через трубу своевременно выравнивается давление в полости среднего уха (оно должно соответствовать атмосферному давлению, чтобы барабанная перепонка пребывала в расслабленном состоянии и чутко реагировала на звуковые колебания воздуха). Если у человека нарушается проходимость слуховой трубы, у него автоматически нарушается и слух (помните ощущение при гриппе, будто у вас заложило уши?). А поскольку проходимость слуховой трубы напрямую связана с состоянием носа, понятно, почему насморк незамедлительно нужно лечить.
  • Существует эффект так называемого самопроизвольного продувания слуховой трубы. Вы знаете это ощущение, оно возникает иногда при высмаркивании: воздух врывается в слуховые трубы, и уши закладывает. Но стоит только немного подвигать челюстью или сделать пару глотательных движений, и ощущение заложенности пропадает. Если у вас нет насморка и в слуховые трубы не попадает инфицированная слизь, то такие самопроизвольные продувания очень полезны. В результате их происходит замена воздуха в системе слуховых труб – близко к ткани слухового нерва поступает воздух, богатый кислородом, а нервная ткань очень любит кислород. Проделывая периодически такие продувания (и научив им ребенка), вы проводите профилактику неврита слухового нерва. В пожилом возрасте, как известно, слух у человека притупляется. Но если вы будете постоянно «питать свой слуховой нерв кислородом», вы сохраните остроту слуха и в пожилом возрасте.
  • Если ваш ребенок в силу каких-то причин не может нормально дышать носом и во время сна дышит ртом, это приводит к сухости верхних дыхательных путей. От одной только этой сухости может наступить катаральное воспаление слизистой оболочки. До тех пор, пока вы не приняли радикальных мер по устранению причины нарушения носового дыхания, вы должны как-то облегчать ребенку жизнь: несколько раз во время сна давать попить ему воды; развешивать в детской комнате на ночь влажные полотенца; можно дать ребенку съесть перед сном маленький кусочек сливочного масла – масло покроет слизистую оболочку микроскопическим слоем и немного предохранит от высыхания.
  • В распорядке дня вашего ребенка должно найтись место и для закаливающих процедур. Что это за процедуры?.. Ничего сложного – вам уже известны многие из них. Нам остается их здесь только напомнить… Когда вы утром умываете ребенка (а может, он уже умывается сам), разденьте его до пояса и помойте не только лицо и руки, но и грудь, верх спины, под мышками, шею. Этим вы не только удалите с кожи загрязнения (которые находятся всегда), но и вызовете активную реакцию сосудов. Кровь в системе капилляров сменится: уйдет застойная кровь, придет кровь, богатая кислородом и питательными веществами. Ребенок сразу почувствует себя лучше, станет бодрее. Начинаете делать эту процедуру теплой водой. Изо дня в день температура воды должна потихоньку снижаться. Наконец вы доводите ее до 18 °С. Водой такой температуры и продолжаете закаливание.
  • Закаливающие процедуры делаете и в течение дня. Можно начать их в летний период, когда ребенок часто потеет. Помимо закаливания, водные процедуры очищают ему поверхность кожи. Делаете обтирание и обливание. Температура воды тоже постепенно снижается. Не снижайте температуру слишком быстро: организму требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к изменениям. Попробуйте, снизив температуру на один градус, выдерживать ее в течение недели. Затем снижаете еще на один градус и выдерживаете неделю. И так далее… Ребенка 2,5-3 лет можете в конечном итоге обливать водой, температура которой 24 °С. Это летом. Зимой температура должна быть повыше – 28 °С. Простейшей закаливающей процедурой для детей этого возраста может быть игра в воде. Помните, мы говорили, что в этом возрасте все дети немножечко «водяные»?.. Ребенок любит поиграть в воде. Набрав в таз теплой воды, бросаете в него несколько игрушек, и пусть ребенок играет сколько хочет. Вода постепенно остынет и будет комнатной температуры. Такие игры в остывшей воде дают хороший закаливающий эффект. В летнее время таз с водой вы можете поставить на свежем воздухе (например, на даче в саду, в тени деревьев).
  • Ребенку в возрасте после года вы можете попробовать следующую закаливающую процедуру: ставите малыша в таз (лучше пластмассовый) и осторожно поливаете ему ножки от колен и ниже из двух кувшинов; в од- ном кувшине (с которого вы начинаете процедуру) температура воды составляет примерно 36 °С, в другом – на два градуса холоднее. После процедуры вы слегка растираете ножки ребенку полотенцем и затем одеваете. Так вы делаете в течение недели. Потом снижаете воду в «прохладном» кувшине на один градус (еще неделя). По прошествии недели – еще на один градус… Постепенно доводите температуру воды во втором кувшине до 18 °С. А в первом кувшине вода остается температурой в 36 °С. Обливание ног получается контрастное. Такое обливание вызывает активную реакцию сосудов. Из тканей быстрее выводятся продукты обмена, организм укрепляется.
  • 955. В 1,5-2 года можно начинать ставить ребенка под душ. Только соблюдайте осторожность – чтобы не напугать малыша. Душ не должен быть внезапным. Сначала включите душ, затем потихоньку заведите под него ребенка. Длительность процедуры 1-2 минуты. Начинайте с температуры воды 36 °С. Через неделю температура на один градус снижается. И так далее… 956. Хороший закаливающий эффект дает пребывание ребенка на море. Подышать морским воздухом, побегать в шипящей воде прибоя, повозиться в мокром песке… Вы сразу заметите, как окрепнет ваш ребенок.

    Тема: , Материалы по теме
    Полезно для мамуси